Найти тему
Хтонач

Что же такое Киберпанк?

Оглавление

Высокие здания, задымленные комнаты, роковые женщины, люди на обочине общества, поздние ночи, неон... и кибернетические импланты? Нет, это не фильм нуар, это киберпанк. Вдохновленный жесткими детективами и отвергающий утопическую научную фантастику, киберпанк стал известным во всех формах медиа. Но что такое киберпанк, какова его история и как он изменился?

Что такое киберпанк?

Киберпанк — это поджанр научной фантастики, который исследует интеграцию общества и технологий в антиутопических условиях. Его часто описывают как "низкий уровень жизнь и высокие технологии" ("high tech - low life"). Часто истории киберпанка рассказывают о маргиналах, которые борются с угнетателями в обществе (обычно мега-корпорациями, контролирующими все) с помощью технологий. Даже если герои не активно сражаются против корпораций, они живут в мире, полностью зависящем от высоких технологий.

Название "киберпанк" придумал писатель Брюс Бетке, который использовал его для своего рассказа. Автор утверждает, что не намеревался создать новый жанр, и что название возникло случайно, когда он пытался соединить разные слова. Идея названия — панк или нарушитель порядка с выдающимися компьютерными навыками — остается актуальной.

Типичные черты жанра

  • Антиутопический городской пейзаж, где правят мега-корпорации
  • Полная интеграция технологий в общество, включая кибернетические импланты
  • Протагонисты-аутсайдеры (маргиналы, панки), хорошо знакомые с окружающими технологиями
  • Влияние детектива и нуара
  • Темы трансгуманизма, экзистенциализма и размышления о природе человеческого бытия

Ранняя история

Точная дата появления этого поджанра не установлена, но определенные книги могут указать на его создание. В частности, роман Филипа К. Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" считается одним из первых примеров этой литературы (протокиберпанк). Он был частью движения "Новая волна" научной фантастики, включавшего таких авторов, как Дик, Джон Браннер, Дж. Г. Баллард и Брюс Стерлинг.

В 1960-х и 1970-х годах эти авторы создавали научно-фантастические миры, отвергающие оптимистические утопии. Вместо этого они изображали антиутопическое ближайшее будущее, где технологии слишком продвинулись, а нации, какими мы их знали, прекратили существование. Эти темы также были популярны в кинофантастике 1970-х годов, но киберпанк находился еще в стадии зарождения.

Настоящая известность киберпанка пришла в 1980-х годах с культовым фильмом "Бегущий по лезвию" (1982). Основанный на романе Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?", "Бегущий по лезвию" не является на 100% киберпанком по определению, но его внешний вид, атмосфера и сеттинг соответствуют жанру.

Фильм познакомил мир с антиутопическим будущим с постоянным дождем, перенаселением, электронными рекламными щитами и человекоподобными андроидами. Кроме того, он повлиял на Уильяма Гибсона, которого часто называют крестным отцом киберпанка. В том же году, когда вышел "Бегущий по лезвию", в Японии началась публикация манги "AKIRA" Кацухиро Отомо.

Но давайте не будем забывать о Гибсоне, ведь в 1984 году он выпустил роман "Нейромант", который считается ключевым киберпанковским романом. В нем представлены "кибер-ковбои", четкое разделение между богатыми и бедными, прединтернетовская сеть (матрица, то есть киберпространство) и искусственный интеллект. Этот роман более или менее определил киберпанк в его современном виде.

Развитие поджанра

К середине-концу 1980-х годов киберпанк уже имел собственную антологию и настольную игру, которая позже стала основой для видеоигры "Cyberpunk 2077" от CD Projekt Red.

-3

Кроме того, у "Нейроманта" появились два продолжения (и видеоигра), а манга Отомо "AKIRA" была адаптирована в новаторский анимационный фильм, что оказало значительное влияние на внешний вид жанра в мире аниме.

-4

К 1990-м годам киберпанк серьезно вошел в мейнстрим, хотя успех был сомнительным. Некоторые рассказы Уильяма Гибсона даже были экранизированы, такие как "Джонни Мнемоник" (1995) и "Отель Новая Роза" (1998) (оба провалились в прокате). Между этими фильмами кинематографисты черпали вдохновение из жанра и создавали такие фильмы, как "Робокоп" (1987), "Бегущий человек" (1987), "Газонокосильщик" (1992), "Судья Дредд" (1995), "Странные дни" (1995) и "Призрак в доспехах" (1995).

"Матрица" (1999) в конечном итоге стала самым популярным фильмом с элементами киберпанка своего времени. К моменту создания "Матрицы" Вачовски, которые сами были под влиянием японского киберпанкового аниме, такого как "Призрак в доспехах", поджанр киберпанка претерпел значительные изменения.

-5

Не вдаваясь в огромное количество производных, киберпанк уже не был просто "панками против системы" (хотя это по-прежнему оставалось его частью). Больше всего фильмы, телевидение и другие медиа заимствовали элементы киберпанка для создания историй, которые вызывали образы и темы киберпанка, даже если они сами по себе не были чисто киберпанковскими.

В то же время киберпанк отдалялся от литературы, находя свое место в фильмах, телевидении и, прежде всего, видеоиграх. Знаковые игры, такие как Shadowrun, Snatcher, Perfect Dark, серия Metal Gear и серия Deus Ex, стали одними из самых выдающихся и признанных примеров киберпанковской фантастики.

Даже несмотря на то, что киберпанк утвердился в видеоиграх, фильмы продолжают обращаться к его темам по-разному. Произведения Филипа К. Дика продолжают экранизировать, такие как "Особое мнение" (2002) и "Помутнение" (2006).

Между тем, другие режиссеры либо адаптируют японское киберпанковское аниме/мангу — "Призрак в доспехах" (2017), "Алита: Боевой ангел" (2019) — либо создают свои собственные истории с киберпанковскими темами, такие как "Из машины" (2015) и "Апгрейд" (2018).

И, конечно же, есть "Бегущий по лезвию 2049" (2017), который является лучшим примером того, насколько сильно оригинальный фильм и созданный им поджанр повлияли на научную фантастику в целом.

Как будущее, изображенное в старых произведениях киберпанка, стало одновременно устаревшим и реальным, жанр обрел новую жизнь в новых формах медиа. Он породил множество других поджанров, таких как посткиберпанк, дизельпанк и стимпанк.

Существует даже целый японский киножанр под названием "киберпанк", который доводит элемент модификации тела до пугающих крайностей.

Это поджанр, который существует как отношение, модная тенденция, политический призыв к действию и форма развлечения. Киберпанк больше не является чем-то одним, а представляет собой постоянно меняющуюся форму жизни, которая всегда остается актуальной и крутой для старых и новых фанатов.