Не так часто у нас реставрируют дворянские усадьбы, особенно если они находятся далеко от больших городов. Усадьбе Холомки, расположенной в 17 километрах от старого русского города Порхова, повезло. Несколько лет назад разрушающаяся усадьба была передана администрацией Псковской области в постоянное владение Санкт-Петербургскому политехническому университету. Девять лет на средства университета велась реставрация и, наконец, 24 мая 2013 года усадьба Холомки предстала во всей красе.
Усадебный дом в Холомках был построен в 1912—1913 гг. по проекту арх. И. А. Фомина для князя А. Г. Гагарина.
Князь Андрей Григорьевич Гагарин был яркой, незаурядной личностью, а Диккенса не читал. Ученый и инженер, изобретатель, он также являлся первым директором Петербургского политехнического университета. Так что интерес Политеха к усадьбе не случаен.
Князь пользовался большим уважением и поддержкой студентов. Когда в революционные дни 1905-1907 годов князя А.Г. Гагарина пытались уволить с поста якобы за ненадлежащее исполнение служебного долга по пресечению революционных настроений среди студенчества, студенты и совет университета встали на защиту Гагарина, собрав в его защиту более 900 подписей.
В 1911 году в живописном месте на берегу Шелони А.Г. Гагарин приобрёл участок земли площадью 96 десятин и построил на нём дом.
Не всё шло гладко в его новом имении. Например, князь конфликтовал с местными крестьянами, которые пасли на его землях скот и собирали ягоды. Пару раз крестьяне избили князя, а один раз даже сломали ему ногу.
Когда началась Первая мировая война, Андрей Григорьевич создал и содержал в Холомках госпиталь.
После революции князь не эмигрировал, а стал работать на молодое социалистическое государство. Сначала он работал в Москве. Но работать там ему показалось тяжело, и Гагарин обратился прямо к Ленину с просьбой о разрешении жить в Холомках. И разрешение за подписью вождя мирового пролетариата было дано.
Почему же Ленин и советская власть были так благосклонны к недобитому князьку?
Оказывается, Андрей Григорьевич работал над одним своим изобретением..
Существует предположение, что смертоносное оружие, описанное Алексеем Толстым в фантастическом романе "Гиперболоид инженера Гарина", действительно было изобретено князем Андреем Григорьевичем Гагариным и перекличка фамилий Гарин-Гагарин неслучайна. Работал князь над своим изобретением в том числе и в усадьбе Холомки. А перед смертью князь сжег чертежи и расчеты, дабы они не достались новой власти.
Но это из области легенд, хотя, возможно, и правдивых.
Князь А.Г. Гагарин умер в 1920 году после сложной операции в городе Порхове. Похоронен недалеко от Холомков, в Бельском Устье.
Семья его подверглась преследованиям. Его жену, Марию Дмитриевну, арестовали и посадили в тюрьму. Освободили только после ходатайства Горького. Мария Дмитриевна вела дневники, которые недавно были опубликованы. «Если большевики будут у власти – то можно всего ожидать,» - пишет она...
А выкуплен эти дневники из частной коллекции были, как ни странно, губернатором Псковской области Андреем Турчаком.
Трудная судьба была и у детей князя А.Г. Гагарина.
Один из сыновей князя, Григорий, был приговорен к расстрелу, но ему удалось бежать и эмигрировать, как и двум другим братьям. Один сын умер от тифа, а еще два сына, Андрей и Пётр, остались в России, и оба были арестованы и расстреляны в годы террора.
Что же касается усадьбы Холомки, то в ней в 1920-ых годах была дача Литфонда. Здесь жили и работали писатели, поэты и художники, в том числе К. И. Чуковский, М. В. Добужинский, Е. И. Замятин, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Слонимский, М. М. Зощенко и другие.
Потом здесь жили детишки, в войну в усадебном доме размещались столовая, спальные комнаты и комнаты отдыха для немецких солдат и офицеров, потом усадьба стояла и потихоньку разрушалась, а потом ей улыбнулась удача.
Сейчас в бывшем усадебном дворце князя сделали гостинично-конгрессный центр от Политехнического университета.
В принципе, по договоренности туда можно попасть. От былых интерьеров в усадебном доме остались лишь две старые лестницы: металлическая винтовая и парадная. Зато имеется музей.
У нас договоренностей не было, да и не знали мы, с кем следует договариваться, поэтому осмотрели усадьбу снаружи да погуляли по парку.
Хочется верить, что теперь повезет и другой порховской усадьбе - Волышово, которая находится совсем близко от Холомков, на другом берегу Шелони. Возможно, и для неё со временем найдётся инвестор?