Не всё, что нам не нравится, мы называем сектой. Есть определенный набор критериев, наличие которых позволяет нам относить ту или иную организацию к деструктивным сектам. В деятельности лжестарцев и их почитателей есть все признаки деструктивной секты.
Они следующие:
1. Обман при вербовке — да, есть. Человек часто пребывает в полной уверенности, что он приехал не к местному мошеннику, от которого вся епархия вопиет, а к самому настоящему старцу нашей Церкви, который уж позаботится о том, чтобы человек продолжал так думать и дальше.
2. Психологическая манипуляция. Это следующий критерий. Здесь в ход идет все, что бывает связано с этим понятием — и запугивание, и обещание близости к лидеру, и визуализация благодатных последствий, и фобии на выход и много чего еще. Старцы являются мастерами манипуляций, поскольку бесовская природа их лжебогословия предполагает стремление к подавлению, лжи, обману, подавлении воли другого.
3. Гуруизм. Тоже есть. Если не полениться и посмотреть видео лжестарцев в Интернете, то вы удивитесь, как они по манере общения даже очень похожи на классических лидеров тоталитарных сект — Ошо, Прабхупаду, Саи Бабу, Хаббарда, Виссариона, харизматических проповедников. Эта надменность никем не ограниченной власти, напыщенная надутость доморощенной харизматии. Часто старцы напоминают своим поведением старуху из советского мультфильма про золотую рыбку в то время, как она вела себя, будучи царицей. Либо, наоборот, постоянное сюскание и психиатрические усмешки, ужимки. В отношении лжестарцев, кстати, вообще, много материала для психиатрических исследований, где можно найти не только мании величия, реформаторства, преследования, ревности, но и многое другое.
4. Метод секты. У каждого лжестарца, как и всякой секты, есть своя фишка, свой метод. Кто-то специализируется на исцелениях, кто на достижении успеха в бизнесе, предсказаниях, бытовых проблемах, а кто и на всем сразу, чего только не пожелаете. Здесь и сеансы экзорцизма, и паломничества, чудеса всякой масти и многое другое.
5. Непостоянство критериев истины. И это тоже есть. Сегодня лжестарец может сказать одно, завтра совсем другое, и неважно, что одно противоречит другому, потому что главное в его словах — не смысл, а манипуляция. Человек не замечает противоречий, а если и бывают какие-то смущения, то адепт такого старца гонит их от себя, как угрожающие его комфортному существованию в рамках манипуляционной среды. Это характерно для всех деструктивных сект.
6. Синкретизм. И это тоже есть у лжестарцев. Мешанина из разных учений. Но поскольку большинство из них малограмотные, они берут за основу своей мировоззренческой солянки не постулаты мировых религий, как это делается многими сектами, а свои личные домыслы, мешают между собой суеверия, народные приметы, псевдоправославные суждения и облекают все в псевдоцерковные смыслы. Тут часто можно остановить такого лжестарца и спросить: «Что за бред ты несешь?». Однако длина бороды, одухотворенный взгляд и открытые рты поклонников вокруг заставляют человека относить всю ту чушь, что несут лжестарцы, к юродству или неотмирности, но никак ни к его обичению.
7. Эзотерический разрыв. Это когда человек решает стать членом одной организации, а оказывается совершенно в другой. Главное здесь со лжестарцами — их основной грех, который им в погибель — они втягивают в свои сети людей, которые тянутся к Церкви, симпатизируют православию, однако оказываются под властью самодура, который ради манипуляции заставляет своих последователей ненавидеть настоящую Церковь и все, что с Ней связано. Это поистине диавольская западня.
8. Мнимая социальная активность. Причастность деятельности лжестарца, как правило, перекрывает всю нормальную жизнь человека. Если обычное духовное окормление дает силы дальше выполнять свои обязанности, то в случае со лжестарцами человек зацикливается на откровениях, предсказаниях, толкованиях, формируется иная среда, в которой он живет и изредка вынужден покидать этот комфорт ради того, чтобы заработать себе на хлеб или на взносы своему лжестарцу.
9. Элитарность. Ну вот этого не отнять от тех, кто почитает лжестарца. Они себя считают причастными вселенской важности делу, все остальные для них меркнут, иное мнение они ненавидят, как и всю Церковь с Ее Преданием и учением о прелести, считая пребывающих в прелести всех, кроме себя, как верных послушников своего «старца».
10. Цель оправдывает средства. Если что-то взбредет лжестарцу в голову и он начинает сыпать своими благословениями направо и налево, то нивелируются все ценности, которыми живет честный человек и нормальное общество. Могут допускаться ложь, клевета, обман, мошенничество, угрозы, склонение к самоубийству, насилие. Этот принцип и делает опасным явление деструктивного сектантства.
11. Апокалиптические ожидания. Вот уж чего не отнять у лжестарцев, так это красочных картин, которые они рисуют относительно конца света, когда погибнут все, кто не слушался его советов и не исполнял его благословений, кто утаивал деньги от пожертвований и был недостаточно предан старцу. Интенсивные апокалиптические ожидания заставляют человека и дальше находится в тонусе сектозависимости.
12. Мировое господство. Может лжестарцы и не стремятся к созданию теневого правительства, как Аум Синрике или муниты, но заполучить к себе в «духовные чада» какого-нибудь депутата или министра стремятся с большим удовольствием. Лезть в коридоры власти — их любимое занятие. Это гарантирует им спокойствие, связи, доход, осуществление нужных им проектов. Кроме того, организация замкнутой общины — не верх ли желаний авторитарной власти тоталитарного типа, создание которых всегда мы видим вокруг того или иного лжестарца?