4 ГЛАВА
У ИСТОКОВ ЛИЧНОСТИ
Рождение и детство – это те отправные точки, откуда мы берем свое начало.
Каждый из людей обладает своим собственным уникальным характером, на
формирование которого повлияли два фактора:
1.наследственный - подаренные при рождении и внедренные на
генетическом уровне особенности и способности.
2.приобретенный - обусловленной средой развития,воспитания и жизненным
опытом.
Если среда формирования личности была благоприятной, то из детства
выносится чувство внутренней гармонии,самодостаточности,уверенности в
себе,умение ставить цели и достигать их.
Если условия становления были некомфортными,стрессовыми или
психотравмирующими, «наследством» будет нестабильная
самооценка,внутриличностные конфликты,привычки,тормозящие рост и
развитие.
Подумайте:
-Когда ребенок появляется на свет,что он из себя представляет?
-Достаточно ли он хороший или плохой?
-Каким образом формируется внутренний механизм,определяющий «плохость»
или «хорошесть» самого себя?
-Как ребенок узнает, какой он?
Изначально у ребенка нет оценки самого себя. Отношение к себе у него
формируется под воздействием окружающих его людей, их мнений,
установок и жизненных ценностей. Особую роль здесь занимают родители и
близкие родственники. Ребенок смотрит на отношение к нему значимых для
него людей, как на отражение в зеркале, и мнение о себе создается в
зависимости от того, что отражается.
Агрессия,раздражение,обесценивание,игнорирование,проявленные к
ребенку,
создадут у него ущербный образ себя.
Любовь,принятие,понимание,поддержка –
закладывают внутреннюю убежденность ребенка в собственном
благополучии.
Какие механизмы влияют на самовосприятие ребенка в самом начале его
жизненного пути?
1. ИМПРИТИНГ- механизм,в котором происходит копирование алгоритмов
отношения и моделей поведения, которые ребенок наблюдает в своем
окружении.
Это копирование парентального (родительского)поведения представляет
собой форму очень быстрого и стойкого научения. Установка «делаю как
мама,папа и т.д.» переходит со временем в автоматический режим и начинает
управлять
поведением на бессознательном уровне.
2. МЕХАНИЗМ УСЛОВНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ можно описать следующим
образом: если ты делаешь то, что я от тебя хочу, ты получаешь
положительное
подкрепление(похвалу,поощрение), если ты не делаешь то, что я хочу, либо
делаешь не то, что нужно, ты получаешь отрицательное условное
подкрепление
(недовольство,порицание,наказание). В процессе воспитания ребёнка такой
механизм конечно же используется и даёт хорошие результаты если
соблюдается важное условие - это происходит на уровне
поступков,действий,поведения и не переходит на личность .
Условное подкрепление на уровне личности,к сожалению,объединяет
поступок и
человека,его личность. Суть послания родителей сводится к следующему:
«Если ты так поступаешь, значит, ты плохой». Или: «Так себя ведут только плохие дети».
Когда ребенок делает то, что родителям нравится и они одобряют подобное
поведение, тогда они говорят, что ребенок «хороший», ведь только «хорошие
дети» ведут себя «хорошо».
Таким образом, условное подкрепление на уровне личности достаточно четко
устанавливает для ребенка границы «плохо» и «хорошо». Регулярно
подвергаясь подкреплению на уровне личности, ребенок формирует для себя
правила, что нужно делать, чтобы оставаться «хорошим», и при каких
условиях он должен считать себя «плохим». Чем больше родители
используют в общении с ребенком уровень личности, тем больше
проблемных механизмов может сформироваться в его структуре
самооценки.
3. ИНТЕРПРИТАЦИЯ - механизм ,при котором возникает субъективная
(ошибочная) оценка,трактовка ситуации, формирующая неправильную
установку в сознании ребёнка,переходящую в бессознательное руководство к действию.
Восприятие ребенка кардинальным образом отличается от восприятия
ситуации взрослыми. Нельзя отмахиваться от интерпретаций ребенка, даже
если они кажутся вам глупыми и необоснованными. Они возникают из-за
отсутствия жизненного опыта и полной информации о происходящем. В
сознании ребёнка происходят «додумывания» и,в большинстве случаев,не в
свою пользу - «если это происходит ,то значит я нехороший,виноват,меня не
любят и т.д.» . Не оставляйте ребенка в ситуации неопределенности,
отсутсвия поддержки, в состоянии отвержения. Когда
аналогичные ситуации повторяются,то они закрепляют интерпретацию в
убеждение,в дальнейшем влияющее на жизнь ребенка. В подавляющем
большинстве случаев взрослые не придают этому значения и игнорируют
интерпретации ребенка,не допуская, в принципе, возможности ошибок
восприятия, но тем самым только укрепляют в ребёнке чувство,что с ним
«что-то не так».
А как обстоит ситуация с вашим ребенком?
Понаблюдайте, и у вас появится возможность лучше понять вашего
ребенка. Какое БУДУЩЕЕ вы создаёте ему прямо здесь, в НАСТОЯЩЕМ?
Что вы складываете ему в рюкзачок, с которым он отправится в путешествие
под названием ЖИЗНЬ? За что он скажет вам спасибо, когда станет
взрослым.
Задумайтесь над этим сейчас!