Найти тему

Третья муза Пикассо, или треугольник переходит в квадрат.

Дора Маар, настоящее имя - Генриетта Теодора Маркович была музой Пикассо в тяжелые предвоенные годы и в первый период немецкой оккупации Франции.

В первые Пикассо увидел Дору в своем любимом кафе "Две образины", на ней были черные перчатки с розовыми цветочками. Она заметила, что за ней наблюдают, сняла их и начала демонстративно играть в ножечки между пальцами, периодически промахиваясь, отчего руки ее были все в крови. Пабло заинтересовался девушкой ( может потому что на лицо было, что она немного мазохистка, а мы помним, что горячий испанец немножечко садист) и попросил отдать ему перчатки. Так Пикассо обрел новую музу и запечатлел на картине их бурную связь.

Дора и Минотавр 1936 года
Дора и Минотавр 1936 года

Дора была свидетелем написания грандиозного как по размеру ( 3,5 на 8 метров), так и по содержанию полотна "Герника".

Герника, 1937 год
Герника, 1937 год

Эта картина была заказана правительством Испании ко Всемирной выставке в Париже 1937 года и стала одной из самых значимых в творчестве Пикассо.

На этой же выставке в павильоне СССР была представлена скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", которую французские критики оценили как величайшее произведение искусства.

На родине Пабло тогда шла гражданская война и был совершен воздушный налет на город Герника. В результате этого удара случился пожар, который унес жизни множества мирных жителей. Пикассо глубоко переживал эту трагедию и мы видим это в картине, в которой чувствуется боль, страх и отчаяние художника.

Дора Маар была профессиональным фотографом и благодаря ей мы можем увидеть процесс создания этого великого произведения.

В личной жизни автора, как и на картине, было неспокойно. Он все еще был женат на Ольге, но по решению суда они уже не жили вместе, однако воспитывали 16-летнего Пауло. С Марией-Терезой и дочкой Майей он тоже не жил постоянно, но часто навещал их и проводил с ними все летние каникулы. Любовный треугольник превратился в квадрат, когда горячий испанец воспылал страстью к Доре Маар.

Дора была самой зрелой из всех возлюбленных Пикассо, на момент их знакомства ей было 29 лет ( Ольге было 26, а Марии-Терезе 17). Пабло говорил, что она покорила его своим интеллектом. С ней можно было поговорить об искусстве и в этом плане она его отлично понимала.

Неудивительно, ведь она родилась в творческой семье её отец был хорватским архитектором, а мать француженкой акварелисткой. Детство Дора провела в Аргентине, где работал ее отец, поэтому хорошо владела испанским, что помогло ей сразу установить близкий контакт с Пабло.

Все эти любовные истории отображены в Гернике. Картина многоплановая и в искаженных болью фигурах угадываются черты женщин Пикассо. Тем более, что между ними однажды произошла драка в мастерской, где он писал свой шедевр.

Когда Пабло писал картину его фотографировала Дора и в это же время туда пришла Мария - Тереза. Она потребовала, чтобы Дора ушла, ведь у нее больше оснований находиться с Пабло, потому что она родила ему дочь. Дора уходить отказалась, тогда Мария-Тереза сказала Пикассо: "Решай, кому из нас уходить!".

Он ответил: " Я не собираюсь решать, меня все устраивает, вы мне нравитесь обе. Предлагаю вам решить этот вопрос в борьбе."

И они действительно подрались. Мастер не вмешивался, а лишь вдохновлялся увиденным и передал этот накал страстей в картине.

Пикассо писал портреты двух своих любовниц - Марии-Терезы Вальтер и Доры Маар - практически одновременно.

Облокотившаяся Мария-Тереза, 1939 года
Облокотившаяся Мария-Тереза, 1939 года
Бюст женщины в шляпе, 1939 год
Бюст женщины в шляпе, 1939 год

Маар была самой непредсказуемой и эмоциональной женщиной Пикассо. Он написал множество разных ее состояний. От спокойной до истеричной. Дора тоже была творцом, фотографом и художником. Поэтому она не просто позировала Пикассо, но и нарисовала его портрет.

Я тоже пыталась ухватить его образ. Божественный лик. Фас и профиль в смешанной манере Пикассо. Вы скажете: " Пикассо?" Да, Пикассо. Я не претендую на первенство, но не могу не подчеркнуть, что подобный фотомонтаж использовала уже за пять-шесть лет до него. Наложение одного снимка на другой, сопоставление двойного женского профиля - уже тогда я работала в манере Пикассо.

Именно она вдохновила великого гения на эксперименты. С ней он начал делать коллажи с её фото, тканью и кружевом.

Дора Маар была экспрессивной натурой с расшатанной психикой и увлечение Пикассо и сюрреализмом не укрепляли ее. Поэтому в первые месяцы окончания оккупации ее душевное расстройство уже стало слишком явным. Она публично осуждала образ жизни Пабло, пребывала в навязчивых состояниях и призывала всех к покаянию. Что привело ее в конечном итоге в клинику для душевнобольных. Где Дора обрела веру в Бога и стабильность.

Пикассо же был не из тех мужчин, что будет помогать кому-то выходить из психических кризисов ( ибо ему бы кто помог), поэтому отношения с Дорой Маар он завершил. Тем более что в этот период он встречает свою новую любовь, о которой я расскажу вам завтра. Чтобы не пропустить новую историю Подпишись.

Хоть Пикассо и расстался с Дорой, они продолжили общаться вплоть до 1954 года. Ему было важно, что она помнит его и всё еще испытывает к нему сильное чувство ( мы же помним, что он садист, который любит полностью контролировать своих жертв). Несмотря на кризисы и лечения, Дора Маар прожила долгую жизнь и скончалась в 1997 году, ей было 89 лет.