Найти в Дзене
Арсений Гришанькин

Тотальный страх и бессилие, или чем хорош роман Джорджа Оруэлла «1984», ч. 4

Уинстона схватили. Он оказался в тюремной камере. Его соседи знакомы ему: поэт Амплфорт и Том Парсонс (я решил не упоминать о них в предыдущих частях, но знайте, что они появлялись в романе). Амплфорт переводил стихотворение и решил оставить слово «молитва», так как оно рифмовалось с «битвой». В Океании запрещена любая религия, поэтому поэта схватили за мыслепреступление. Парсонс шептал во сне: «Долой Большого Брата». Его выдали собственные дети. Несмотря на предательство, Том гордится детьми, однако, надеется, что его переведут в трудовой лагерь. Но звучит страшный приговор: «В комнату сто один». Один сокамерник просит расстрелять всю семью на его глазах, но не отводить в комнату сто один. Решение полиции мыслей непоколебимо. Спустя пару часов (хотя определить время нельзя, ведь в помещении нет ничего, кроме одной двери) в комнату входит О'Брайен. Уинстон изумлённо спрашивает: «И Вы у них?». О'Брайен отвечает: «Я давно у них». Оказывается О'Брайен является сотрудником полиции мыслей,

Уинстона схватили. Он оказался в тюремной камере. Его соседи знакомы ему: поэт Амплфорт и Том Парсонс (я решил не упоминать о них в предыдущих частях, но знайте, что они появлялись в романе). Амплфорт переводил стихотворение и решил оставить слово «молитва», так как оно рифмовалось с «битвой». В Океании запрещена любая религия, поэтому поэта схватили за мыслепреступление. Парсонс шептал во сне: «Долой Большого Брата». Его выдали собственные дети. Несмотря на предательство, Том гордится детьми, однако, надеется, что его переведут в трудовой лагерь. Но звучит страшный приговор: «В комнату сто один». Один сокамерник просит расстрелять всю семью на его глазах, но не отводить в комнату сто один. Решение полиции мыслей непоколебимо.

Спустя пару часов (хотя определить время нельзя, ведь в помещении нет ничего, кроме одной двери) в комнату входит О'Брайен. Уинстон изумлённо спрашивает: «И Вы у них?». О'Брайен отвечает: «Я давно у них». Оказывается О'Брайен является сотрудником полиции мыслей, задача которого - перевоспитывать инакомыслящих. Да, в Океании еретиков не наказывают, а пытаются перевоспитать.

Перевоспитание заключается в том, что Смита бьют током, если он неверно отвечает на вопросы.

«Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре»
«Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре»

Уинстон не соглашается и считает, что О'Брайен показывает четыре пальца. Но чтобы прекратить пытку Смит лжёт, что видит пять. О'Брайен понимает это. «Чего вы хотите: убедить меня, что видите пять, или в самом деле увидеть», - говорит он.

В итоге Уинстона удаётся сломать, и он радостно живёт в камере до тех пор, пока не срывается, вспомнив Джулию. О'Брайен осознаёт, что Смит ещё ненавидит Большого Брата, и приказывает вести заключённого в комнату сто один.

Там связанного Уинстона ожидает клетка с крысами (во время одной встречи с Джулией у мистера Чаррингтона он признается, что терпеть не может крыс). Клетку с голодными крысами способными прогрызть кожу, подносят к лицу Смита, а О'Брайен нагоняет жути рассказами о крысах, пожирающих грудничков в бедных районах. В итоге Уинстон кричит: «Отдайте им Джулию! Мне всё равно, что вы с ней сделаете!». Смит предаёт любовь и всё человеческое.

Ричард Бёртон в роли О'Брайена (слева) и Джон Хёрт в роли Уинстона Смита (справа) в фильме «1984»
Ричард Бёртон в роли О'Брайена (слева) и Джон Хёрт в роли Уинстона Смита (справа) в фильме «1984»

Уинстон оказывается на свободе и становится обыкновенным партийцем, следящим за политикой, бурно переживающим за судьбу своего государства. Смит променял все свои принципы на верность партии, став безликим подобием человека.

Однажды Уинстон встречается с Джулией. Они признаются, что предали друг друга. Вишенкой на торте становится песенка, лившаяся из телекрана.

-3

И вот по телекрану сообщают известие с фронта в Африке. Известие о... Великой победе! Смит радуется и глядит на плакат с изображением Большого Брата.

-4

Джордж Оруэлл совершенно точно передаёт всемогущий страх, контроль и бессилие заложников системы. Чувство опасности постоянно присутствует при прочтении книги. Приведу цитату из романа другого писателя: «Всякая власть является насилием над людьми». Несмотря ни на что, нужно сохранять в себе человека, отстаивать моральные устои, даже когда вокруг тебя происходит обесценивание банальных человеческих ценностей.

Спасибо всем, кто прочитал статьи о великом романе Джорджа Оруэлла. Выскажите своё мнение о антиутопии «1984» в комментариях!