Всем Дзен, Друзья! Благодарю Вас, что Вы читаете мои статьи, спасибо за проведённое со мной время и комментарии. Я их все читаю – это очень интересно и мотивирует меня на дальнейшие исследования родного города.
По традиции – интро
Прежде, чем мы поговорим об истории архитектурных памятников Лавры, хочется рассказать о таинственности самого места, где построен Троице Сергиев монастырь – о горе Маковец. К слову, похожий топоним есть и в Украине.
Мы считаем принятие христианства фактом, случившимся в Х веке (официально - 28 июля 988 года). История монастыря начинается с XIV. Краеведы нам говорят, что на горе Маковец жили люди ещё до строительства монастыря (Например, «Сказы Земли Радонежской» Алексей Липкин - известный этнограф и собиратель народных сказаний, автор книги). И в селе Радонеж тоже жили люди. Это там, где поначалу на одном из языческих камней в святилище Белых Богов прп. Сергий поставил крест и хотел сначала там ставить монастырь. И очевидно, они были язычники. Об этой легенде мы разговариваем в статье по этой ссылке.
У меня вопросы, Друзья! Много.
- С X по XIV века в наших краях, выходит, продолжалось если не язычество, то какое-то особенное поклонение?
- Ведическая культура?
- Что было четыре сотни лет?
- И это – совсем недалеко от Москвы… Христианство так долго шло в окрестные леса? Или оно было вовсе не популярно и не приживалось тут так просто?
- Или у этих мест, и у этих стен была совсем другая история?
Давайте вместе разбираться. Мне кажется, мы вообще не знаем настоящую историю.
Тайна горы Маковец
Гора Маковец была и прежде довольно известна, судя по описаниям. Можно предположить, что вначале на ней долгое время находилось место силы и поклонения наших предков (ведь кроме летописей переписанных и отредактированных сто раз, у нас нет никаких источников – только сказания, легенды и предания). Причем, они не прятались за стенами и башнями. Жили открыто, занимались хозяйством. Укреплений и фортификаций не строили. Кстати, не только они.
В Новгороде, например, тоже таковых при раскопках не обнаружено. Это торговый город больше Киева на тот момент. А вот древний Киев – наоборот. Он – город, который жил больше войнами. По некоторым исследованиям, это был изначально еврейский город. Его сразу строили как форпост Восточной Римской империи на окраине Хазарии (в учебниках мы привыкли к более позднему термину – Византия. Хотя, конечно, так восточные римляне себя не знали))). Там раскопки показали защитные укрепления и совсем небольшую территорию – примерно пять футбольных полей был древний Киев. Речь, конечно, о дохристианской Руси.
Продолжим. Вот, что говорит нам о горе Маковец текст в «Житие Преподобного Сергия Радонежского»:
«Это место было Самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видали достойные люди – одни свет, другие огонь, а иные ощущали благоухание…»
То есть - можем предположить, это место УЖЕ было известно многим местным жителям как место силы или исцеления. Тут по преданиям происходили самые необычные аномальные физические и психологические явления. Вероятно, что обряды и ритуалы существовали много раньше, чтобы эти явления на этой горе вызывать (и не только.... – помним про Радонеж, где прп. Сергий сначала хотел поставить монастырь). По современным свидетельствам паломников, сегодня тоже появляются столбы света, у людей возникают различные видения, часто религиозного характера, происходит оздоровление больных.
А вот, как характеризовали гору Маковец старожили тех лет:
«Радонежские старожилы, бортники и охотники, исходившие окрестности, давно приметили холм в десяти верстах от Хотькова. Те, кому случалось заночевать в лесу, будто бы видели яркий свет, струившийся над поляной, и даже языки пламени.»
Так родилась легенда о Маковце как о таинственном, святом месте.
Есть и документально зафиксированные свидетельства в летописях о странных явлениях. Вот цитата из книги «Осада Троице-Сергиевой Лавры» (прим. - в Смутное время польско-литовскими интервентами):
«В сентябре 1606 года, как раз накануне Сергиева дня, присутствовавшие в обители были свидетелями необыкновенного, поистине чудесного явления, которое было всеми принято за особое знамение. Об этом повествует «правдивый» летописец: "Священник, по имени Пимен, вечером горячо молился перед иконой Богоматери, проливая слезы и вдруг он увидел из окна своей келии необыкновенный свет, яркий и ослепительный. В первую минуту, еще не поняв происхождения его, он подумал, что неприятели подожгли святую обитель, и это горят монастырские здания. В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян; Наконец собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало по-малу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно с соборный храм Пресвятой Троицы»
В современных архивах тех, кто занимается изучением аномальных явлений, хранятся описания наблюдений построек, животных, людей, причём - к моменту наблюдения уже давно прекративших свое существование. Одни исследователи объясняют это проявлением «эффекта хронопортации», другие говорят о голографических явлениях, третьи – о воздействии особого места на сознание человека. Например, видят части деревянной стены, а на самом деле она каменная. Или видят застрявшие пушечные ядра в укреплениях стен, а их там нет. Места как бы гипнотизируют людей. Они могут видеть то, чего на самом деле не существует.
Если Вы слышали о таких историях, напишите в комментариях подробнее.
Или, например, странные состояния людей во время православных обрядов. До недавнего времени, в монастыре практиковали изгнание бесов для исцеления души и тела. Это шокирующее состояние - реакция на молитвы или на воздействие таинственных сил на горе Маковец?
Вывод
Само географическое место обладает аномальными особенностями и проявлениями. Зафиксированный факт. Отголоски ли это древних языческих Богов или православная сила монастыря – сами для себя решите.
Скажу одно. История тут вовсе не однозначная. Очень тесно переплетаются местные языческие легенды с легендами православными. Суть у них одна, но вкус, как говорится, разный…
Подобная замена языческих святилищ на православные церкви с приходом христианства происходила на Руси повсюду. Согласно летописи, основу этому процессу положил ещё князь Владимир:
«...приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».
Что, в общем, логично – с учетом таинственных проявлений этих мест. Летописи можно и поменять, а вот память народа из поколения в поколение – нет. Как и архитектуру – просто так не переделать. Другая история…
Но это ещё не все тайны… В следующий раз – как раз про общие легенды этих мест. Язычество или христианство?
P.S. Хотела про Владимира князя нашего рассказать, а Вы молчите – интересно Вам? Между прочим, с ним всё не так просто и однозначно оказалось… Пишите в комментариях - обсудим эти события или неинтересно?
Спасибо ВСЕМ за внимание и интерес к моему творчеству
Обязательно по традиции отдельная благодарность тем, кто:
- уже поделился, подписался на канал, просто поставил лайк
- следит за моим творчеством и помогает в развитии канала. Моя команда – привет!
- дочитал до этого места))))) Прочтение очень важно для публикаций
- а ещё всем тем, кто рассказывает мне много нового!
Смысла нет, но Вы держитесь!)