Найти тему
Хочу в путешествие

Блуа - город искусств и французской истории

Путешествуя по замкам долины Луары, мы не могли пропустить главный город департамента Луар и Шер - Блуа, расположенный на правом берегу реки. Это прекрасный гармоничный город, объединивший в своей исторической части величественный королевский замок, сохранившуюся характерную средневековую планировку тесных улиц со старинными домами, крутые подъемы и резкие спуски, ухоженные сады и скверы, уникальные религиозные памятники.

Городской вокзал, на который мы прибыли из Тура, выглядит, как и во многих других французских провинциальных городах, достаточно скромно.

-2

Всем погибшим за родину жителям департамента Луара и Шер установлен памятник рядом с железнодорожным вокзалом.

-3

Мимо небольшого сквера с волнообразно подстриженными кустами мы идем в центр города. Это очень близко.

-4

Перед нами церковь Святого Винсента (Saint Vincent de Paul), бывшая иезуитская церковь, построенная в 17 веке в соответствии с критериями, предписанными католической контрреформой.

-5

Строительство шло медленно, оно было завершено благодаря пожертвованиям Гастона, герцога Орлеанского, получившего впоследствии титул графа Блуа. Мы видим типичный фасад иезуитской церкви с тремя этажами, который украшен пилястрами. Особенность церкви в том, что фасад смотрит на юго-восток.

-6

Церковь сильно пострадала во время революции и была восстановлена с 1828 по 1847 г. Церковь открыта каждый день с 9 до 19 часов. Вход свободный. Внутри находится резной алтарь с колоннами из красного мрамора (1670 год).

-7
-8

Церковь Святого Винсента находится в самом центре города напротив уникального королевского замка, являющегося историческим памятником с 1845 года, а в наше время внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. За свою вековую историю замок терпеливо принимал все капризы герцогов, графов, королей. Конечно, замок - это самое важное, из-за чего туристы приезжают в Блуа. Вот, где настоящая история, роскошь, искусство, тайны, любовные похождения, козни, интриги, драмы. Чего здесь только не было! Посетив замок, который являлся излюбленной резиденцией французских королей времен Ренессанса, мы совершили прогулку по нескольким столетиям истории Франции. С этим замком связана судьба 7 королей и 10 королев. Представляете размах и величие!

-9

Невозможно описать и объяснить, какие волнующие воображение чувства одолевают меня у этого входа. С замиранием сердца вхожу во двор замка. Вот она настоящая французская история! Здесь, перед моими глазами.

-10

Над главным входом размещена конная статуя короля Людовика XII и его геральдический символ - дикобраз. Будущий король родился в этом замке и очень любил свою малую родину. При нем Блуа стал столицей королевства, и именно на это время приходится расцвет города.

-11

Четыре крыла замка, построенные в различных стилях, окружающие просторный парадный двор, являются прекрасным образцом развития французской архитектуры с 13 по 17 века.

С 9 века графы де Блуа, правители средневекового графства, и в последствии короли Франции постоянно модифицировали по своему вкусу замок, возведенный на мысе, доминирующем над городом и рекой Луарой. Самые первые постройки не сохранились. А вот с 13 века сохранились большой величественный зал, часть крепостного вала и три башни, которые объединены в крыле Франциска I, а также башня Фуа.

-12
-13

С 1498 года Людовик XII превратил крепость в городской дворец. Новый дом был построен для короля, который принимал здесь австрийского эрцгерцога Филиппа ле Бо в 1501 году. Это готическое здание представляет со стороны внутреннего двора открытую галерею с колоннами. Галерея ведет к двум лестницам, по которым можно подняться на верхние этажи. Здание остается верным французской архитектуре, но украшения галереи и канделябров уже демонстрируют итальянское художественное влияние. Сегодня в крыле Людовика XII находится Музей изобразительных искусств.

-14
-15
-16
-17

В 1515 году, после вступления на престол, Франциск I начинает первую стройку своего правления и возводит в Блуа здание, вдохновленное итальянским Ренессансом.

-18
-19

Со стороны двора видим величественный фасад, украшением которого является лестница в центре, известная как лестница Франциска I. Массивность её контрфорсов контрастирует с легкостью проемов. Внешний фасад вдохновлен домиками, построенными Браманте в Ватикане. Он состоит из лож, которые в то время позволяли наблюдать за садами, устроенными для Людовика XII и Анны Бретонской.

-20
-21
-22

Гастон Орлеанский, брат короля Людовика XIII и претендент на корону, решил в 1634 году соорудить совершенно новый замок в Блуа. Он призвал для этого архитектора Франсуа Мансара, который построил главное здание в глубине двора. Оно должно было стать первым в обширном и амбициозном проекте реконструкции. Проект был остановлен в 1638 году при рождении сына короля, который потеснил Гастона с трона и лишил его гарантированного финансирования. Это недостроенное здание сооружено в классическом стиле, характерном 17 веку. Он напоминает стиль Версаля: колонны, пилястры, капители и фронтоны отдают дань уважения древнегреческой архитектуре. Внутри самым эффектным украшением является свод, украшенный трофеями и масками, увенчанный куполом.

-23

Pамок открыт каждый день, но закрывается на перерыв в обеденное время. После перерыва можно вернуться по тому же билету.

Зайдем внутрь замка.

-24

Этот большой средневековый зал площадью 540 кв. м., который теперь называется Зал Генеральных сословий (Salle des Etats Généraux), является одним из крупнейших и старейших гражданских готических залов, сохранившихся во Франции. Он был построен в 1214 году Тибо VI, последним графом Блуа-Шампани, который также во многом способствовал строительству собора в Шартре. В этом феодальном зале граф вел аудиенции, устраивал праздники, получал дань и вершил правосудие. Высшие сословия королевства встречались там по просьбе Анри III. Эти экстраординарные собрания, объединяющие три уровня общества (дворянство, духовенство, третьи стороны), созывались королем, чтобы справиться с политическим кризисом, часто войной, и запросить военную или налоговую помощь. С 1861 по 1866 год Феликс Дубан предпринял реставрацию этого зала и удалил преобразования, осуществленные после 13-го века. Он воссоздал неоготические украшения, которыми декорированы стены, в частности 6720 флер-де-лис (это геральдические королевские лилии), нарисованных на панелях хранилищ, камина, полихромного терракотового покрытия и лестницы. Для окон 15-го века у него были витражи с эмблемами Людовика XII и Анны Бретонской, дикобраза и горностая. Расписные украшения были восстановлены в 2006-2007 гг.

-25
-26

Помещения на первом этаже крыла Франциска I, которые были служебными помещениями, вероятно, кухнями замка, теперь заняты комнатами для экспозиции, по большей части, архитектурных экспонатов.

-27
-28
-29
-30

Нынешний вид комнат в крыле Франциска I является результатом реставрации Феликса Дубана, штатного архитектора Школы изящных искусств.

На первом этаже презентация напоминает об исчезнувшей мебели Валуа. Действительно, королевские предметы мебели эпохи Возрождения, вырезанные, раскрашенные, позолоченные и даже обогащенные вышитыми тканями, сильно пострадали во время многих перемещений, навязанных странствующим образом жизни королевского двора. Сегодня очень мало мебели этого периода дошло до нас.

На втором этаже мебель в стиле неоренессанса демонстрирует влияние эпохи Возрождения на декоративное искусство и историческую живопись 19-го века.

-31
-32
-33

Именно в этой комнате королева Екатерина Медичи умерла в 1589 году. Стены украшены монограммой королевы, две буквы C переплетены с буквой H Генриха II. Эта часть замка - замечательная возможность вспомнить, как проходил день королевы. На рассвете королева идет на мессу, потом принимает посетителей. Когда заканчивается обед, королева принимает послов или высоких гостей. Во второй половине дня женщины наблюдают за спортивными подвигами мужчин и могут кататься на лошадях, стрелять или участвовать в охоте, но чаще всего они разговаривают, слушают музыку или занимаются рукоделием. Наконец, после совместного ужина обычно следует концерт или бал.

-34

Музыкальная, танцевальная и портретная галерея, или крытый променад, выходила окнами на королевские сады и предназначалась для торжественных приемов. Два-три бала в неделю оживляли жизнь королевского двора. После бала играли в карты, шашки, шахматы или кости. Королева Екатерина Медичи организовывала там представления трагедий, а Генрих III приглашал комедиантов. Поэты и ученые также были среди приглашенных на приемы.

Франциск I принимает пищу в большом зале апартаментов, часто в одиночестве, иногда с одним или двумя родственниками, или высокопоставленными гостями. Затем он дает аудиенцию, он любит общаться на разные темы. Согласно французскому королевскому этикету, комната открыта для всех. Гобелены, картины, резная мебель и столовое серебро демонстрируются для того, чтобы показать власть суверена и богатство королевства.

Декор этого зала относит нас к Генриху III. Часто карикатурный, он обеспокоен престижем монархии. Поэтому он устанавливает свои правила для королевского двора, ограничивая его доступ к королю, что определенно возвышает его над другими влиятельными персонами. Впечатляющий размер кровати, представленной в этой комнате, а также ее декор напоминают о значении спальни. Это больше, чем место для отдыха, король мог принимать там посетителей или обсуждать там важные вопросы со своими близкими советниками.

Генрих III окружает себя группой фаворитов, так называемых «милых», которые ведут деятельность, направленную против влиятельных семей, что делает ее непопулярной. История гласит, что именно в этой комнате герцог Гиз был убит по приказу короля.

Говорят, что зал заседаний, где встречались король и его советники, вместе с покоями короля был настоящим театром драмы Блуа: по всей видимости, убийство герцога де Гиз замышлялось здесь.

-38

В этом зале представлена ​​мебель и произведения искусства, созданные в 19 веке в стиле неоренессанса. Реставрация многих исторических памятников вдохновила художников на собственные творения. Многие из этих предметов мебели блестяще появлялись на ярмарках или универсальных выставках того времени. Большие вазы, выставленные здесь, были изготовлены в Блуа, который до середины 20-го века был крупным центром по производству фаянса. В них использовались декоративные или геральдические мотивы, вдохновленные замком.

А мы вынуждены покинуть замок, так как он закрывается на перерыв. Обед - это святое во Франции. Никто не должен нарушать традицию. Правда, мы будем обедать на ходу, чтобы успеть посмотреть город, а потом вернуться в замок. Сделать это можно по тому же билету. Мы еще не посетили музей изобразительных искусств, который занимает одно крыло замка.

-40
Блуа. Фото автора
Блуа. Фото автора

Я тоже здесь беру паузу. А о том, как продолжилось наше знакомство с городом Блуа, расскажу в следующей статье. До новых путешествий!

Продолжение здесь.