Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Как справляла нужду армия в средние века? Как это делается сейчас?

- Чуть нос не своротит, э? – засмеялся один. - Верно, тут тысячами стоял люд военный на передыхе, а военный люд есть должен, а как поет, так бздит, прошу прощения. Таким уж фортелем природа людей сделала, и тут уж ничего не попишешь. Анджей Сапковский, серия «Ведьмак», книга «Владычица озера». Генерал заявил, что как раз в отхожих местах наше несомненное преимущество в итальянской кампании. Победа Австрии явно вытекала из отхожего места. Для генерала это было просто. Путь к славе шел по рецепту: в шесть часов вечера солдаты получат гуляш с картошкой, в половине девятого войско «опорожнится» в отхожем месте, а в девять все идут спать. Перед такой армией неприятель в ужасе удирает. Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка». Тот, кто полагает, что в далеком прошлом этот вопрос никак не регулировался, забывает одну простейшую вещь. Каждый, кто хоть раз вляпался, в следующий раз попытается как-то организовать этот процесс. Это было ясно уже древним евреям после того, как они ушли
- Чуть нос не своротит, э? – засмеялся один.
- Верно, тут тысячами стоял люд военный на передыхе, а военный люд есть должен, а как поет, так бздит, прошу прощения. Таким уж фортелем природа людей сделала, и тут уж ничего не попишешь.
Анджей Сапковский, серия «Ведьмак», книга «Владычица озера».

Генерал заявил, что как раз в отхожих местах наше несомненное преимущество в итальянской кампании. Победа Австрии явно вытекала из отхожего места. Для генерала это было просто. Путь к славе шел по рецепту: в шесть часов вечера солдаты получат гуляш с картошкой, в половине девятого войско «опорожнится» в отхожем месте, а в девять все идут спать. Перед такой армией неприятель в ужасе удирает.
Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка».

Тот, кто полагает, что в далеком прошлом этот вопрос никак не регулировался, забывает одну простейшую вещь. Каждый, кто хоть раз вляпался, в следующий раз попытается как-то организовать этот процесс. Это было ясно уже древним евреям после того, как они ушли из Египта: «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму и опять зарой ею испражнение твое». Второзаконие, 23:12-13.

Уверяю вас, что всевозможные викинги, германские варвары, гунны, скифы, древние славяне, инки, майя, ацтеки и вообще любые народы, кому пришлось воевать, были в этом плане ничуть не глупее. Поэтому у всех этот вопрос как-то регулировался, а так как физиологически мы друг от друга не отличаемся, это происходило сходным образом. Разве что, монголам Чингисхана приписывают сверхъестественную способность сделать свои дела, не сходя с лошади, и не обляпаться. Впрочем, возможно, последнее не считалось чем-то плохим.

Ну и как же справляли нужду многотысячные армии на марше, во время стоянок и в бою?

Честно говоря, придумать что-то особое в этой ситуации невозможно. Что вам самим приходит в голову – то и правильно. Несмотря на то, что в норме все солдаты пьют, едят, отдыхают и ложатся спать в одно и то же время, организм у всех работает по-разному. Поэтому в зависимости от размера и степени организации армии, дело было примерно так. Солдат просто выходит из строя и бежит вперед по направлению его движения, чтобы потом долго не догонять. Затем находит кусты или овраг, снимает штаны, делает свои темные дела, а потом догоняет.

Опционально, он спрашивает разрешение у командира, если это дисциплинированная спартанская или, скажем, советская армия. В задачи офицера входит дать согласие, если это возможно, отказать, если это невозможно, и проследить за бойцом, дабы он не сделал ноги и не дезертировал. Для этого можно послать с ним более сознательного сопровождающего.

Ниче за века не изменилось смотрите фото ниже
Ниче за века не изменилось смотрите фото ниже

Также, любой офицер вынужден время от времени делать на марше коллективные санитарные остановки, чтобы вояки постоянно не отлучались по одному. Как правило, они устраиваются поблизости от источника воды, но при необходимости это может быть, где угодно. Не следует путать их с привалами на еду и на отдых, поскольку такие стоянки очень недолгие.

Ежели армия или отряд разбивают привал, все организуется в зависимости от времени, которое там планируется провести. Если людей немного, а стоять недолго, командир просто назначает какой-нибудь стратегический лесок, где бойцы могут исполнить свои потребности. Разумно, чтобы ветер дул не в сторону стоянки и чтобы рядом была вода. Во многих культурах свои дела было принято закапывать, как поступали древние евреи.

Если лагерь разбивался на длительное время, то в русской/советской армии поступали так. В стороне, противоположной от полевой кухни, делали рвы, на которые стелили деревянный настил. А над ними ставили козлы, на которые клали жерди. Получалось достаточно удобное сидение, повторяющее естественную позу человека и исключающую всякую возможность испачкаться.

Ежели времени было еще больше, копали яму и ставили обычный сельский туалет-домик. Кстати, наше название «отхожее место» дано по той причине, что к нему надо отходить. А в окопах делали нормальный туалет, если были возможность и время. Ежели их не было, ходили по большому прямо там и результат выбрасывали лопаткой в сторону супостата. Наверное, это было популярным развлечением, признанным скрасить тяготы солдатских будней.

-3

Примерно так же поступали и в вооруженных силах других стран. Ведь Ваня из Красной Армии отличается от югославского солдата, английского матроса и бойца вермахта только своими морально-волевыми качествами и искренней верой в победу пролетариата.

Что касается непосредственно боевых столкновений, то солдат во всем мире не зря учили дисциплине. Все и всегда старались, чтобы они заблаговременно сделали свои дела. Но даже если все организовано идеально, естественные надобности организма берут свое. Кроме того, не следует забывать о болезнях и стрессе, сопутствующих военной жизни.

Теоретически, любые доспехи должны были предусматривать возможность облегчиться. Конечно, все держалось на завязках, а не на молниях, но при необходимости можно было справить нужду за пару минут. Но не в бою – в сражении этого никто не делал. Поэтому единственным выходом было наложить в штаны. Когда вокруг танцуют мечи и свистят стрелы (или пули), у человека к этому складывается иное отношение. Над таким красавцем выжившие даже не особо прикалываются. Ведь на его месте мог оказаться любой.

Видимо, от штанов пришлось избавиться
Видимо, от штанов пришлось избавиться

Учитывая средневековые санитарные нормы, дизентерия являлась обычным делом. Да и в 20-м веке не то, чтобы считалась редкостью. Поэтому во время битвы при Азенкуре 1415-го года многие английские лучники сражались без портков и облегчались под себя прямо во время стрельбы.