Найти в Дзене
Творец Счастья

Что такое буллинг и как с ним справиться

Если сказать простыми словами буллинг - это проявление агрессии в сторону другого человека в течении продолжительного времени. Другими словами, человек подвергается насилию. Оно может быть физическим, когда человека бьют, толкают. Это может быть эмоциональное насилие, которое выражается в угрозах, запугивании и отвержении. Насилие может быть экономическим, когда у человека против его желания отнимают, крадут, прячут или портят его личные вещи.

Буллинг может быть не только в школьных классах. Его можно встретить в любом коллективе начиная со старшей группы детского сада и заканчивая людьми пожилого возраста. От конфликта или ссоры он отличается тем, что может длиться продолжительное время.

Сегодня я хотела бы остановиться на школьном буллинге. Его последствия могут оставлять глубокий след даже во взрослом возрасте.

Как он формируется? Отношения с людьми начинаются с ближнего круга: родителями, бабушками, дедушками. Заложено природой так, что этот круг несет тепло, заботу и опеку. В тоже время со стороны ребенка возникает доверие, послушание. Так формируются первые «вертикальные отношения». Этим отношениям ребенок учиться длительное время. Они сопровождают его все дошкольное детство. С этим багажом он приходит в школу. Становясь старше эти модели поведения он переносит на младших и ровесников. Если отношения были гармоничными, он включает заботу о младших, о животных, родителях в той ситуации, когда они в ней нуждаются. Вырастая, эту заботу и защиту он проявляет в отношении своих детей.

В тот момент, когда формируется ролевая игра в дошкольном возрасте, у ребенка начинают формироваться «горизонтальные отношения». В них входят ровесники и младшие дети. Эти отношения выстраиваются на основе модели «вертикальных отношений» уже заложенных с рождения. Они могут проявляться как конкуренция, борьба за ресурс, желание подчинить другого. У таких детей нет доверия. Эти же самые отношения могут проявиться как кооперация - взаимовыгодное сотрудничество. Ребенок, попадая в школу, уже имеет в себе заложенную модель поведения и выбирает конкуренцию или кооперацию.

Школьный возраст время освоения коммуникативных технологий. В это время дети учатся решать очень много вопросов по взаимодействию. Очень большую роль в формировании коммуникативных навыков несет учитель, классный руководитель, воспитатель, старший. Важно, чтоб он владел динамикой группы.

Буллинг - это болезнь группы. Жертвой травли становится тот, кто отличается от других. Этот феномен объясняется желанием упростить социальный мир, разделив его на своих и чужих.

От травли страдают все. Свидетели чувствуют себя беспомощными и становятся более терпимы к насилию, которое с ними происходит. Во взрослом возрасте получая выученную беспомощность. Страдает насильник, получая опыт, что любые отношения – это отношения насилия.

Чтобы справиться с этой ситуацией в группе нужен авторитетный взрослый. Первым шагом является признание этой ситуации. Это не нормально и недопустимо. Это болезнь группы и в нашем коллективе такого не будет. Давайте сделаем так, чтоб жить в нашем коллективе было комфортно. Это обращение к свидетелям буллинга.

Преследователь «излечивается» человеческим отношением к нему. Выслушать человека, предложить свою помощь, проявить интерес к его жизни - всегда целительно. Жертву лучше оставить в покое, не выделять ее. Ей и так досталось чрезмерно много внимания. Работа с «подпевалами» группы идет через осознание того, что они делают. На сколько каждый в этом участвует.

Объединяя группу, вселяя уверенность в том, что она справится с этой проблемой, отмечая успехи мы идем к выздоровлению. Говорим о том, что работая над проблемой наша жизнь становится лучше.

В классном коллективе помогают коллективные творческие дела, игры на сплочение коллектива, моменты рефлексии, отслеживание как прошел мой день в плане эмоциональной безопасности для нашей группы. В тоже время деление на команды будет давать противоположный эффект.

Психолог Логвиненко Людмила