Тема последствий исторических потрясений и их влияние на повседневную жизнь потомков - одно из самых востребованных и одновременно неизученных явлений, которое привлекает все больше внимания специалистов в области психологии и психотерапии.
На протяжении всей истории человечества, кризисы и коллапсы оказывают глубокое влияние на жизни миллионов людей. Эти события оставляют невидимые психологические раны, которые «проявляются» спустя столетия, отражаясь на потомках участников и свидетелей событий.
Понимание, как действуют эти механизмы, и какие последствия за собой они несут имеет большое значение для формирования более осознанного, поддерживающего и исцеляющего общества.
Анн Анселин Шутценбергер, основательница психогенеалогии, сформировала определение «трансгенерационного страха». Она описывала его как травматизм, связанный с «ветром пушечных ядер», который ощущали солдаты, участвовавшие в отступлении из России войск Наполеона. Это травматическое переживание приводило к шоку и различным реакциям: некоторые теряли память, другие испытывали страх и ощущение холода в душе. Много позже их дети и внуки тоже будут просыпаться от необъяснимых кошмаров и холода, пронизывающего до самых костей в безветренную погоду.
История вносит ценный вклад в наше понимание морального наследства в виде воздействия трансгенерационной травмы на личность, её взаимоотношения с членами семьи и окружением.
Механизм передачи трансгенерационной травмы включает в себя несколько аспектов:
§ Идентификацию - потомки воспринимают опыт своих родителей или дедов как свой собственный;
§ Трансгенерационную передачу - повторяющийся сценарий;
§ Механизм трансгенерационного травматического пространства - передача травмы через культурные и семейные нормы (контекст).
Примеры проявления трансгенерационной травмы
Психологические последствия Холокоста затрагивают как выживших, так и их потомков. Эту травму невозможно описать однозначно, т.к. она включает в себя и смертельный страх, и потерю близких, и непередаваемую боль. Но это стало частью личностной идентичности, оставив заметный след на их психическом здоровье.
Выжившие проявляли особый стиль родительства - излишнюю защиту, стремление сохранить еврейскую идентичность и страх за будущее своих детей. Уже взрослые потомки вынуждены балансировать между своей культурной идентичность и избеганием страха и вины, связанных с прошлым.
Примером наследственной травмы от Вьетнамской войны может служить семья ветерана, который по возвращению домой замкнулся в себе и перестал проявлять эмоции в принципе. Его дети, ощущая себя «лишними» все же не могли понять причины таких трансформаций. В будущем это сказывалось на том, как они сами устанавливали эмоциональные связи.
Участники апартеида в Южной Африке (1948-1994), которые поддерживали расовую дискриминацию или участвовали в ней, могли испытывать чувство вины, стыда и даже травму от участия в таком жестоком режиме.
Какие бывают проявления у травмы?
Сегодня выделяют четыре механизма: молчание, чрезмерное откровение, идентификация и повторение (M. Ancharoff).
Молчание. Наиболее распространенный способ сохранять стабильность - умалчивать о происходящем. Является наиболее распространенным способом передачи травмы в семьях, переживших войну. Выжившие зачастую были неспособны объяснить, что с ними происходит. Они чувствовали вину за то, чему подвергают своих близких, и поэтому эмоционально дистанцировались. В свою очередь дети испытывали стыд за то, что не могут понять родителей.
Чрезмерное откровение. Жертва, чтобы облегчить своё состояние, могла быть излишне открытой в рассказах, к чему не были готовы члены семей или другие люди. В том числе, травму мог получить даже терапевт или врач.
Идентификация. В стремлении преодолеть чувство, что они «недостаточно хороши», дети сознательно или бессознательно переносят на себя опыт родителей. Желание «облегчить ношу» приводило потомков жертв Холокоста к ночным кошмарам о нахождении в концентрационных лагерях. Многие внутренне перенимают часть личности умерших (инкорпорация).
Повторение. Люди, близкие к травме, могут начать мыслить, чувствовать и вести себя так, словно они сами были участниками страшных событий, перенимать роль жертвы или стать агрессором.
***
Травматический опыт может передаваться между поколениями по-разному: через байки, скелеты в шкафу, молчание, эмоциональные вспышки и т.д. Таким образом дети и внуки непосредственно или косвенно могут испытывать влияние травмы своих предков. Понимание этих механизмов поможет нам в исцелении ран прошлого, которое будет способствовать здоровое будущее для следующих поколений. Чтобы они не ощущали трансгенерационный страх от дуновения «ветра от пушечных ядер».
Научитесь использовать Ресурсы и Таланты, данные вам при рождении🌳 Получите поддержку в реализации, деньгах и гармоничных отношениях в лице своего Рода. Как этого можно достичь? Подробности на сайте mosunovainstitute.com
Ваша Сила— в вашем Роду!