Если вы давно читаете мой канал, то наверняка поняли, что мне, как постоянному автору, важны не только характеры героев статей, но и психологическая подоплека их поступков. Поэтому сегодня, в день 225-летия Александра Пушкина, я пишу о Татьяне Лариной: каким человеком она была и что могла бы рассказать о себе на приеме у психолога.
«Итак, она звалась Татьяной»
Многие, смотря фильм читая роман «Евгений Онегин», представляют Татьяну психологически цельной личностью. Будто бы она, как писал Белинский, «соткана из одного цельного куска». Но, увы и ах, это совсем не так! Только вспомните, как ее описывает Пушкин (впервые Татьяна появляется во второй главе в 16-летнем возрасте):
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»*.
Откуда ей быть уже сложившейся личностью? Это романтически настроенная барышня-подросток с развитым воображением, знающая жизнь только по книгам:
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы».
Татьяна выросла в деревне, общалась только с родными, с соседями да с окрестными крестьянами. До приезда Онегина единственными свежими лицами в этом обществе были Владимир Ленский и «уездный франтик Петушков». Однако к этим молодым людям Татьяна не чувствует интереса. Чем же она занимается?
К сожалению, ничем: никакого мало-мальски постоянного дела у нее нет. Практически все время девушка проводит в прогулках и чтении. Не удивительно, что она с удовольствием пьет книжный «яд желаний» и заполняет им пустоту своей жизни.
Татьяна не ищет общества, не спешит замуж (к чему стремились многие ее сверстницы**). По своей природе она интроверт, погружена во внутренний мир. Даже сейчас это означает, что человеку трудно найти единомышленников, а в начале XIX века – она была обречена на одиночество! (Что, собственно, и показано в конце романа.) Важным свойством ее характера является магическое мышление: она верит гаданиям, снам, преданиям «простонародной старины».
В целом, Татьяну на протяжении 2-6 глав можно охарактеризовать словами Белинского: «Создание страстное, глубоко чувствующее и в то же время не развитое, наглухо запертое в темной пустоте своего интеллектуального существования».
__________
Лирическое отступление: экранный образ Татьяны Лариной
Сейчас сложно представить жизнь без кино, поэтому считаю нужным кратко разобрать образ Татьяны в экранизациях «Евгения Онегина». Если вам это не интересно, читайте продолжение текста под врезом.
К сожалению, я не буду рассматривать фильм-оперу, в котором Татьяну играет Ариадна Шенгелая. В целом мне этот образ более-менее нравится, но кто сейчас смотрит оперу?! Ограничусь фотографиями.
Если честно, меня не устраивает ни одна из существующих экранизаций: ни фильм с молодым Волан-де-Мортом Ральфом Файнсом, ни картина Сарика Андреасяна.
Так как в новом фильме явный мискастинг***, слишком яркий грим и костюмы из другой эпохи – весь фильм у меня было ощущение, что я смотрю костюмированную «Анну Каренину» (настолько взрослой оказалась Татьяна, об Онегине вообще молчу), – то отдаю предпочтение Лив Тайлер. Хотя и она кажется мне слишком современной. Тем не менее образ «лесной лани» ей удался.
Впрочем, лично для меня наиболее удачный образ Татьяны есть лишь на иллюстрациях Лидии Тимошенко.
__________
«Я к вам пишу — чего же боле?»
Уверена, когда Онегин приехал к Лариным, он произвел фурор! Думаю, не только Татьяна, но и Ольга, и их мать были поражены новым гостем. Вполне возможно, что он также приглянулся Ольге, но Пушкин уготовил ей другую судьбу, поэтому о ее мыслях и чувствах ничего не известно (тем более, что у нее уже был вполне прекрасный жених).
Жертвой чар Онегина закономерно становится Татьяна. Причем она выбирает довольно опасный способ рассказать о своих чувствах – письмо**** (если бы он его обнародовал, ее репутация была бы погублена навсегда). Почему же Татьяна, замкнутая на своих чувствах и уязвимая возможной оценкой со стороны, решилась на подобный шаг?
Если внимательно вчитаться в ее письмо, то ответ найдется сам собой:
«Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи».
Ей было жизненно необходимо видеть объект любви, подпитываться его присутствием. Но при этом Татьяна понимала, что Онегину у них скучно, и ездить к ним он не будет. Поэтому она решается кардинально разрешить этот катарсис, написав Евгению письмо с признанием. Однако, сначала упрекая его:
«Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас».
Но потом, сменив гнев на милость, отдает ему право решать ее дальнейшую судьбу, тем самым снимая с себя ответственность за последствия своего поступка. Кстати, проявление подобного инфантилизма (взрослый отличается от ребенка тем, что готов принять на себя ответственность за поступки) свойственно не только подросткам, но и многим вполне взрослым людям.
Очень интересно и то, как она пытается склонить Онегина сделать ей предложение (мне кажется, что с помощью письма Татьяна подсознательно хотела подтолкнуть Евгения именно к этому шагу):
«То в высшем суждено совете…
То воля неба: я твоя».
Ну а дальше начинается бред воспаленного воображения подключается магическое мышление (оно, кстати, сквозит и через ее сон, но на нем я останавливаться не буду – получилось и так слишком много текста):
«Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши
(…)
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?»
(Если бы это написал взрослый человек, а не юная неопытная в жизни девушка, это было бы прямым показанием показаться психиатру.)
В ее письме есть еще одна любопытная деталь: Татьяна видит Онегина глазами романтической героини. Он у нее либо «ангел-хранитель», либо «коварный искуситель». Третьего не дано, и, кстати, в качестве друга она его не рассматривает.
«Ужель та самая Татьяна?»
С удивлением восклицает Пушкин, а за ним и Онегин. Выйдя замуж, «та девочка» становится холодной светской дамой, хозяйкой модного дома. Эта перемена настолько поразила Евгения, что он тут же влюбился.
«Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!»
Наконец-то она встала с ним на одну ступень социальной лестницы, и он увидел в ней равную себе. Онегин настолько был сражен ее безразличием, что попал в психологическую ловушку, блестяще сформулированную Пушкиным: «чем меньше женщину [в данном случае мужчину] мы любим, тем легче нравимся мы ей».
Теперь уже он пишет письма и, не выдержав, едет домой к Татьяне, где застает ее прежней «бедной Таней», которая, не моргнув глазом, отвергает его. Таков финал романа, но не всё так просто.
«К ее ногам упал Евгений»: любила ли Татьяна Онегина?
Татьяна была несчастна в браке. Точнее, она была несчастна в большом городе. Ее тянет не на бал, а в деревню, в бедный дом ее матери, к книгам:
«Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас».
При этом она понимает, что с Онегиным ей не светит ничего: раньше у нее были «младенческие мечты», однако они развеялись со свадьбой. Что было бы, если б она ответила на его чувства? Да ничего: добившись ее, он бы остыл, любовь сменилась бы безразличием, а Татьяне останется разбитое сердце и вина перед мужем:
«Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен».
Кстати, о муже: мы привыкли к его образу «тот толстый генерал» и часто представляем себе мужчину в летах, явно недостойного юной невесты. Тем не менее он не был старым: скорее всего, ему было 35-40 лет. Генералом же он стал благодаря войнам с Наполеоном: тогда военные быстро продвигались по службе.
Любит ли его Татьяна? Вероятно да, но «странною любовью»: она может испытывать к нему уважение, дружбу, возможно, даже дочерние чувства. Однако между ними стоит непреодолимая преграда: насильственное замужество. По этой причине муж Татьяны никогда не сможет стать «героем ее романа», то есть романтической любовью, которую она в свое время обрушила на Онегина.
Разлюбила ли Татьяна Евгения после долгой разлуки? Думаю, что нет, хотя, судя по всему, она поняла, что любит образ, а не живого человека. Этим, кстати, она похожа на Скарлетт О'Хара.
Что бы мог порекомендовать Татьяне психолог?
В ее случае необходимо переключить внимание с мистики и книжных героев на что-то более полезное и приземленное. Мы не знаем, есть ли у Татьяны дети (это не так важно: в те времена дворянки плотно не занимались воспитанием своих чад), но, скорее всего, в материнстве она нашла бы счастье и призвание.
Если же детей не было, Татьяна могла бы с успехом заниматься благотворительностью. Тем более, что у нее уже бы такой опыт. Главное – справиться с неврозом, проработав травму насильственного замужества. И будет ей счастье! Чего не скажешь об Онегине, но его к психологу оправлю в следующий раз!
Не понравилась статья – не беда! На канале много других – возможно, они понравятся больше. Пожалуйста, уважайте мнение других людей, даже если оно кардинально отличается от вашего и не хамите в комментариях!
Текст запрещен к копированию. На канале ведется модерация комментариев.
Сноска:
*Здесь и далее цитаты из романа по сайту ilibrary.ru.
**Таким было воспитание в то время: девочек готовили к удачному замужеству (или просто хоть к какому-нибудь замужеству) и семейной жизни.
***Мискастинг – неудачный подбор актеров.
****Письма с признаниями (и любовная переписка в целом) не были такой уж редкостью. У Татьяны были романы в эпистолярном стиле (романы в письмах). Кстати, в «Войне и мире» Наташа Ростова тоже ведет довольно опасную с точки зрения репутации переписку.