Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Власть сама выгоняет северян с насиженных мест

Карельские чиновники и депутаты отправятся в посёлок Панозеро разбираться с судьбой здешней школы, которой грозит закрытие. В посёлке Панозеро Кемского района закрывается школа. Пока ещё не закрыта, но всё к этому идёт. Вопрос должен решиться до 14 июня, когда будет принято решение. Власти Кемского района выступают за оптимизацию (понятно, что это позиция правительства республики, которую районная власть транслируют), родители учеников – против закрытия школы. Проживают в посёлке порядка ста человек, учащихся во всех классах в новом учебном году будет семеро. Возникает типичная для вымирающих поселений ситуация, когда и учиться некому, и учить некому. Республиканская власть, видя такую бесперспективность, находит традиционный выход из ситуации: возить учащихся в соседние школы. Но в данном случае такого сделать невозможно, потому как ближайшее образовательное учреждение находится на расстоянии ста километров. Остаётся вариант с обучением детей в школе-интернате, куда ребятишек будут от
Панозерская сельская школа. Снег растаял к июню, проблемы остались.
Панозерская сельская школа. Снег растаял к июню, проблемы остались.

Карельские чиновники и депутаты отправятся в посёлок Панозеро разбираться с судьбой здешней школы, которой грозит закрытие.

В посёлке Панозеро Кемского района закрывается школа. Пока ещё не закрыта, но всё к этому идёт. Вопрос должен решиться до 14 июня, когда будет принято решение. Власти Кемского района выступают за оптимизацию (понятно, что это позиция правительства республики, которую районная власть транслируют), родители учеников – против закрытия школы.

Проживают в посёлке порядка ста человек, учащихся во всех классах в новом учебном году будет семеро. Возникает типичная для вымирающих поселений ситуация, когда и учиться некому, и учить некому.

Республиканская власть, видя такую бесперспективность, находит традиционный выход из ситуации: возить учащихся в соседние школы. Но в данном случае такого сделать невозможно, потому как ближайшее образовательное учреждение находится на расстоянии ста километров. Остаётся вариант с обучением детей в школе-интернате, куда ребятишек будут отвозить на длительное время, чтобы с какой-то периодичностью (не часто, естественно, за сто километров туда-сюда не навозишься) привозить к родителям домой (о каникулах речь).

Мамы с папами не соглашаются отдавать своих детей в интернат, требуя не закрывать Панозерскую школу (у образовательного учреждения сохранятся лицензия). Понимания между властью и родителями нет. Для власти ситуация безвыходная, для населения – стрессовая. У министерства образования Карелии нет возможности организовать учебный процесс в установленных федеральных центром стандартах и при требуемом качестве обучения учащихся. Родители, понятно, не желают расставаться с детьми, преимущественно младшего возраста, как сирот отправляя их в интернат.

Тут две проблемы напластовываются друга на друга и раскручивают механизм социального конфликта.

На севере Карелии и в Кемском районе в частности (издыхающее поселение Панозеро отнюдь не единственное здесь такое) отсутствуют перспективы экономического развития. Нет производств, нет работы и потому выживает здесь только социальная сфера, кормящаяся из бюджета. Как следствие тому - трудоспособное население разбегается из таких бесперспективных мест жительства. И чем больше таких семей уезжают, тем беспросветнее будущее у поселений. А правильнее сказать, и нет его вовсе при таком экономическом угасании территории. За последние двадцать лет численность северного посёлка Панозеро сократилась в четыре раза (с 430 до 100 человек) и эта отрицательная демографическая тенденция сохраняется. Отсюда и результат - на сто жителей семеро школьников. И ещё меньше будет при существующей экономической политике.

В Панозерской школе Кемского района осталось всего семеро учеников. Власти предлагают её закрыть.
В Панозерской школе Кемского района осталось всего семеро учеников. Власти предлагают её закрыть.

Вторая проблема - нищета республиканского бюджета. Катастрофически не хватает денег в казне Карелии на социальную сферу. Собственно, этим вызваны все оптимизационные процессы в республике, чего не коснись. Скудость бюджетная.

Сложно сказать, чем зарабатывают на жизнь панозерские родители (скорее всего, трудятся в бюджетной сфере), но они, последние здешние аборигены, не желают менять место жительства. И их требование не превращать детей в сирот при живых родителях и объяснимо, и законно (последнее можно будет и на первую позицию переместить, если до суда дело дойдёт).

И тут правильно уже расширять тему разговора: а глава Карелии А. Парфенчиков, правительство Карелии желают, чтобы люди продолжали жить на севере Карелии, к слову, в Арктической зоне, которой горы золотые сулили? Если ответ утвердительный, то нужно думать, как удержать людей в арктическом районе, чтобы потом сюда не завозить трудящихся вахтовым методом или азиатскими мигрантами коренное население замещать.

Панозерский случай с ликвидируемой школой он ведь отнюдь не уникален. И толкни тут первую костяшку домино (закройся школа) и дальше ещё быстрее побежит процесс самоликвидации поселения. Это станет неизбежностью. Очень скоро в Панозеро останутся коротать свой век лишь старики (между прочим, правительству республики придётся обеспечивать их социальными условиями жизни, дожидаясь пока они вымрут).

Власти Кемского района ничего сами решить не могут, как, впрочем, и отдельно взятое министерство образования Карелии. Вопрос он школьный, конечно, но совершено многосложный в своей основе. Понудить родителей отдать своих детей в школу-интернат, наверное, можно (для этого и поедет правительственная бригада в Панозеро уговаривать, увещевать мам и пап). Но тут-то и обнаружится нищета региональной власти (и власти вообще). Людей придётся убеждать в бессмысленности проживания в северном посёлке. По умолчанию речь пойдёт о его закрытии. Правительству Карелии не нужны тут люди, оно обременение для республиканского бюджета. Руководство Карелии не знает, что с панозерскими жителями делать, как создать для них рабочие места (если ещё есть кому тут работать), на какие деньги содержать панозерскую социальную сферу?

Частный вопрос тащит за собой ворох других, на которые ни у губернатора А. Парфенчикова, ни у его правительства нет ответов. Могут разве только правительственную «пожарную команду» направить в Кемский район, чтобы пламя социального протеста как-то притушить.

Так жить на Севере или нет?

Анатолий Цыганков

P.S. С 2000 года в результате «оптимизации» количество школ в России сократилось с 68 тысяч до 40 тысяч в 2022 году.

Правительство России в рамках своей миграционной политики готово выделять бюджетные деньги на обучение детей из семей мигрантов, переезжающих на постоянное жительство в Россию из Таджикистана, Узбекистана и других республик бывшего Советского Союза. На это находятся федеральные деньги. Куда мигрировать панозерским жителям?