История тетриса началась задолго до компьютеров и первых игровых консолей. В конце концов, разве нужна вычислительная техника, чтобы укладывать в ряды фигурки из квадратиков? Тут достаточно ручки и листка бумаги.
Первая логическая задача с использованием подобных фигур была опубликована ещё в 1907 году в сборнике «Кентерберийские головоломки», но своё название игра получила только спустя полсотни лет. Полимино — так окрестил эти фигуры Солмон Голомб, американский математик, любивший на досуге придумывать загадки и ребусы.
Откуда такое название? Приставка «поли», как известно, в переводе с греческого означает «много», а вторая часть слова не зря созвучна с «домино» — костяшки этой игры тоже состоят из одинаковых квадратов, но только двух. Фигуры из трёх квадратов — это тримино, из четырёх — тетрамино, из пяти — пентамино и т. д.
Для решения задач зачастую требовалась шахматная доска — набор полимино нужно было разместить так, чтобы фигуры не накладывались друг на друга или даже не соприкасались. Наборы полимино из дерева и пластика продавались в магазинах игрушек, но их можно было сделать самим, подогнав размеры клеток под свою шахматную доску.
Пентамино, популяризированные американским математиком, стали известны даже на другой стороне земного шара — в Советском Союзе. Вот программисту Алексею Пажитнову и пришла идея: почему бы не оцифровать знаменитые фигуры и не заставить игрока собирать их в режиме реального времени? Так в 1984 году появился «Тетрис» — Алексей сложил слова «тетрамино» и «теннис».
У первой версии игры даже не было графики — роль квадратов выполняли открывающие и закрывающие скобки: [ ] [ ] [ ] [ ]. Тетрис был написан на языке Паскаль и выглядел довольно неказисто, но тем не менее произвёл настоящий фурор. Программу с фигурами в виртуальном стакане с вожделением копировали на дискеты и передавали друзьям.
Через год появились первые PC, и Пажитнов с коллегами портировали игру на персоналку — невзрачный тетрис стал цветным и обзавёлся таблицей рекордов. Права на тетрис принадлежали Вычислительному центру Академии наук СССР; Алексей сам составил в 1986 году заявление об их передаче сроком на десять лет. Простая формальность: никто и подумать не мог, что какая-то головоломка будет в ходу дольше нескольких месяцев.
В 1986 году копия тетриса попала в Будапешт (сотрудники местного института ездили в Союз обмениваться опытом), где её заметил британец Роберт Штайн, владелец небольшой компании по продаже софта. Разглядев золотую жилу, он тут же попытался связаться с Пажитновым насчёт передачи прав, но железный занавес здорово замедлил переговоры. Штайну так не терпелось начать торговлю, что он заключил контракт с компанией Spectrum Holobyte ещё до того, как смог попасть в СССР, то есть просто «спиратил» игру. Но в Союзе его встретили холодно и прав не дали.
А тем временем Spectrum Holobyte уже вовсю продавала русскую диковинку. Ажиотаж привлёк корпорацию Atari, и Spectrum Holobyte не раздумывая поделилась с ней аркадной версией тетриса, а пиратская копия головоломки из-за всеобщего незнания начала выпускаться по всему свету.
На одной из игровых выставок с модной новинкой ознакомился представитель Nintendo — ещё одной крупной компании на рынке видеоигр и по совместительству главного врага Atari. Наблюдать за тем, как процветает конкурент, Nintendo не могла — и начала копать компромат. В итоге вскрылось всё: и Штайн, и липовые права, и даже
Пажитнов, который был не в курсе происходящего. Представители всех трёх компаний съехались в Москву. Споры о тетрисе чуть не вызвали политический скандал: владелец Spectrum Holobyte, недовольный полученной долей, обещал лично сообщить обо всём Горбачёву. К счастью для советских переговорщиков, события происходили во время перестройки, и у правительства СССР были другие заботы, так что ничьи головы не полетели. Прошёл суд — Atari была вынуждена отозвать из продажи свои картриджи, а Nintendo выпустила портативную консоль Gameboy в комплекте с первым лицензионным тетрисом.
А что Пажитнов? Он практически не имел отношения к игре до 1996 года, когда истёк срок его заявления о передаче прав. Только спустя десять лет создатель мегахита получил за него первую выплату.
Еще несколько фактов о тетрисе:
- Существует тетрис, где складывают шляпы, лица, ёлочные игрушки и даже страны Европы. За тридцать с лишним лет игра обзавелась 3D-версией, режимом на двоих, а осенью 2018 года вышел Tetris E ect для Playstation VR.
- C 2010 года в США проходит Classic Tetris World Championship для самых хардкорных поклонников игры. За восемь лет семь раз первое место занимал один и тот же человек — американец Й Н.
- Это самая продаваемая видеоигра за всю историю индустрии: 170 млн копий! Невзрачная головоломка, в которой надо составлять ряды из клеточек, обогнала по продажам Minecraft и GTA V. Вы скажете, что эти игры вышли гораздо позже и тетрис по сравнению с ними просто ветеран! Вот только небезызвестных «Братьев Марио», появившихся примерно в то же время, продано всего 40 млн копий, а других продуктов Nintendo и того меньше.
Также вам будет интересна статья: «Световой меч из "Звездных войн". А что если создать его в нашем мире?»
Еще больше нескучных научных фактов обо всем на свете читайте в журнале «ДУМАЙ» (12+): https://dum.ai/?utm_source=dzen1
Наш канал в телеграм: https://t.me/dumai_russia
Мы в ВКонтакте: https://vk.com/dumai_russia
По материалам статьи Екатерины Шапран, журнал «ДУМАЙ», выпуск №8