Найти тему
РЕН ТВ телеканал-блокбастер

Простой кузнец с огромным сердцем не дал пропасть сиротам во время войны!

До войны у Шаахмеда Шамахмудова и его жены не было своих детей. Но всё изменилось в 1941 году. В Узбекистан начали привозить ребят, потерявших родителей. Вагонами. Тогда детские дома республики приняли около 200 тысяч сирот.

Привозили и тех, чьих родителей убили фашисты, и просто тех, чьи мамы и папы ушли на фронт, а следить за ними было некому. Тогда Шамахмудовы решили: Бог не дал им детей, но они могут воспитать приёмных.

Шаахмед и его супруга просто приходили на вокзал и в распределительном пункте забирали одного ребёнка за другим.

Позже в интервью кузнец рассказывал: «Узнав о том, что в Ташкент привезли сирот, мы решили усыновить некоторых из них. В глазах детей можно было увидеть, как они соскучились по своим родителям. Воспитательница предложила мне выбрать лучших среди них.

Я поступил наоборот. Выбрал самого бледного, худого и измученного ребёнка. Когда я с ребенком выходил из этой комнаты, ко мне подошел и крепко обнял меня другой мальчик. Он сказал: "Дядя, берите и меня... Я буду послушным, буду помогать Вам".

Эти слова мальчика, лишенного войной своей родной матери и родного отца, до сих пор звучат в моих ушах. Я обещал прийти завтра и взять его. И свое обещание сдержал. Он тоже стал моим сыном».

Шамахмудовы стали дружной интернациональной семьёй. Русские, белорусы, молдаванка, немка, два еврея, казашка, два татарина, чуваш, украинец и пять узбеков. Всего супруги усыновили и воспитали 16 детей. Их семейная история попала в газеты и побудила многие узбекские семьи поступать также.

Жили небогато, но дружно: в семье царили любовь и уважение к старшим. Шаахмед раздал некоторым ребятам узбекские имена, для удобства, но при этом не давал им забыть и об их происхождении. Детей с ранних лет приучали к труду, самостоятельности и взаимовыручке.

Судьбы их сложились по-разному. Кто-то остался жить в Ташкенте, кто-то уехал. Четыре ребёнка после войны нашли своих кровных родителей, но всю жизнь с благодарностью вспоминали приемных маму и папу. А белорус Миша и узбечка Муаззам полюбили друг друга, поженились и создали уже свою, новую интернациональную семью.