Несмотря на попытки Евросоюза остановить перегрузку российской нефти с танкера на танкер в Средиземном море, она продолжается. Только компаниям приходится менять районы и танкеры.
Новым районом перегрузки российской нефти стала акватория Средиземного моря в нейтральных водах у марокканского города Надор. Первыми это заметили в Bloomberg. В агентстве отметили, что власти ЕС стараются остановить операции, которые, как заявляют в Брюсселе, проводятся для обхода ценового потолка, и поставщикам сырья приходится менять точки операций.
По данным АИС судов, у Надора находится супертанкер Rolin (2 млн баррелей), который пришел из Азии. 6 июня он стоял на перегрузке с танкера Ocean AMZ, который мог привезти из балтийского Приморска до 700 тыс. баррелей. В том же районе находилось и судно Sea Fidelity. Оно пришло с грузом до 700 тыс. баррелей из балтийской Усть-Луги.
Днем ранее Rolin получил груз нефти с танкера Missoni, который пришел из Усть-Луги, а 6 июня уже возвращался в Балтийское море через Гибралтарский пролив — в Усть-Лугу.
В Bloomberg отметили, что операции в районе марокканского города начались после того, как греческие ВМС провели в мае учения в Лаконской бухте и выжили оттуда танкеры, которые перегружали российскую нефть.
На самом деле это не так. Пусть и в меньших объемах, но перегрузка в греческой бухте, удобной для дальнейшего пути через Суэцкий канал, продолжается. Операции переместились южнее — к выходу из бухты.
По данным АИС судов, 6 июня пришедший из Китая танкер Zambra (1,2 млн баррелей) принимал в Лаконской бухте груз с борта Pone. Этот танкер пришел из Черного моря и привез до 500 тыс. баррелей. Еще в районе находились семь танкеров. Среди них — супертанкер Sprite (2 млн баррелей), который, как и Rolin у марокканского города, пришел из Азии.
Страны ЕС обвиняют перегрузку российской нефти в Средиземном море в том, что суда серого флота ведут операции, чтобы скрыть маршруты доставки и обойти ценовой потолок стран «Большой семерки» в $ 60 за баррель. В реальности операции могут проводить и для оптимизации доставки — для удешевления логистики.
Оба супертанкера, Rolin и Sprite, принадлежат малоизвестным судовладельцам-операторам из Вьетнама и Антигуа и Барбуда. Традиционно такие суда называют серым флотом, в том числе из-за возраста старше 15 лет.
Перегрузку c судов класса Aframax и Suezmax на супертанкеры активно практиковали еще зимой и весной 2023 года — в первые месяцы после введения ценового потолка в $ 60 и запрета на поставки российской нефти в страны Евросоюза.
Тогда, как отслеживало EADaily , произошло три смены супертанкеров, которые могли вывезти в Индию, Сингапур и Китай 18 млн баррелей. В начале февраля 2023 года Bloomberg сообщало, что крупные партии российской нефти сорта Urals купили китайские госкомпании PetroChina и CNOOC.
С 5 декабря 2022 года, когда ЕС и «Большая семерка» ввели санкции, российские компании переориентировали поставки нефти и нефтепродуктов на новые рынки. Вице-премьер Александр Новак заявлял, что 90% сырья идет в Китай и Индию. При этом средняя цена самого популярного российского сорта Urals, по данным Минфина России, соответствовала потолку «Большой семерки» только до июля 2023 года. На Западе неоднократно заявляли, что хотят снизить доходы России, но не сами поставки, чтобы не спровоцировать новый энергокризис.
Как сообщало EADaily , в мае бюджет России пополнился нефтегазовыми доходами на 793,7 млрд рублей. Это почти на 40% больше поступлений, чем казна получила год назад.