Во-первых, я использую именно слово «когда», а не «если». На мой взгляд, отторжение Абхазии от Грузии — вопрос решенный и в перспективе ближайших десятилетий эти государства могут быть объединены, только если оба войдут в состав России (да-да, я имперец).
Во-вторых, ничего унизительного или оскорбительного в этом для Грузии нет. Абхазия ведь не в состав другого государства ушла, она стала самостоятельной. И что в этом такого?
Например, в Россию когда-то входила Польша, Финляндия, Украина, Казахстан, Туркмения и еще множество других государств.
Но мы же их отпустили? И что, мы сейчас чувствуем себя униженными от того, что финны живут отдельно? Ну, живут — и пусть живут. И украинцы пусть бы себе жили, если бы не строили козни России.
Даже Чечню, напомню, мы фактически отпустили после Первой Чеченской войны и может быть сейчас это было бы отдельное государство, если бы боевики не полезли еще и в Дагестан, после чего началась Вторая Чеченская.
Так что для Грузии нет никакого «оскорбления» в отделении Абхазии. Тем более, что исторически Абхазия и была отдельной страной.
Даже в состав СССР они вошли раздельно: Абхазская ССР и Грузинская ССР. Только в 1931 году при грузине Сталине их объединили (примерно как при украинце Хрущеве объединили Крым и Украину).
В-третьих, чем быстрее Грузия признает Абхазию и начнет с ней экономические отношения, тем быстрее она сама начнет развиваться. Ведь сейчас буквально миллиарды долларов проходят мимо Грузии…
Причем зарабатывать будет и Абхазия, и Россия. Все будут зарабатывать больше, если помирятся.
Откуда заработок?
Давайте начнем, как мы любим, с самого верхнего, стратегического уровня.
Вот у нас есть Россия и есть условный Глобальный Юг. Глобальный Юг — основа будущего устройства человеческой цивилизации. Африка, Ближний Восток, Китай, Индия, Индонезия — за ними будущее.
Россия, несомненно, — «друг» и партнер Глобального Юга (ГЮ). То есть между Россией и ГЮ должны будут выстроены глобальные логистические цепочки. Ну, то есть транспортные маршруты.
Например, на Африку и Ближний Восток удобнее всего выходить с этих направлений:
- Через Черное море (водный путь)
- Через Кавказ (сухопутный)
- Через Каспийское море (комбинированный путь)
- Через Среднюю Азию (сухопутный)
Часть выстраивания этих маршрутов мы видим уже сейчас в виду коридора «Север-Юг», пролегающего через Каспийское море, а также по его берегам:
Обратим свое внимание на Кавказский коридор.
География региона устроена так, что преодолеть величественные Кавказские горы ж/д-путем можно только через Абхазию и Азербайджан. То есть вдоль Черного и Каспийского морей. Через сам Кавказский хребет тянуть ж/д линию проблематично.
При этом для движения через Азербайджан политических препятствий почти нет. А вот через Абхазию проехать насквозь нельзя, т. к. Абхазия и Грузия враждуют. Поэтому Абхазия сегодня — это тупиковая ж/д ветка.
А ведь в советское время на поезде вполне можно было проехать из Сочи до Батуми и Тбилиси. Это всего лишь примерно 300 и 500 километров соответственно.
То есть там для ж\д все уже есть. Может, нужен только ремонт, но главное есть сама физическая возможность проложить ж/д маршрут в этом направлении.
А там уже и Турция…
Просто вдумайтесь, от Сочи до Турции всего 300-350 км через Абхазию. Для поезда это сколько? Часов 5. Для автомобиля еще меньше. По идее, если бы никто ни с кем не враждовал, то из Сочи можно было бы гонять в Турцию одним днем.
Там даже до Стамбула — 1400 км. До Анталии — столько же.
До Сирии (в которой рано или поздно наступит мир и порядок) — 850 км.
Сложно переоценить значение этого транспортного коридора. Грузы, пассажиры, туристы… Учитывая, что это еще и сухопутная дорога на Африку.
Абхазия и Грузия могли бы зарабатывать на транзите миллиарды долларов. Не говоря уже о том, что они и сами получили бы выход на рынки России, Ближнего Востока, Африки, Европы (если бы никто не враждовал).
В свою очередь и Россия получила бы отличный выход на новые рынки.
А еще наконец появился бы экономический смысл модернизировать ж/д дорогу от Туапсе до Сочи, которая лежит фактически на пляже:
Эту дорогу можно убрать вглубь материка, за горы. Тогда туризм на берегу начал бы развиваться по-настоящему. Сейчас тысячи гектаров заняты дорогой, еще тысячи — отрезаны дорогой от пляжа.
Для переноса нужны триллионы рублей и сейчас их никто вкладывать не будет, потому что дорога тупиковая. А будь она до самой Турции? Да, в Турции другая ширина колеи, но все равно — перегрузка контейнеров и пересадка пассажиров не такой долгий процесс.
Таким образом, все это масштабное строительство и многомиллиардный товарооборот между Россией и Глобальным Югом упираются в Абхазию, а точнее — в непризнание Абхазии Грузией.
Так стоит ли вражда того? В конце концов, насильно никого в единое государство не загонишь. Лучше бы помирились, начали строить эффективные экономики и лет через 50 может быть уже объединились в некий союз, типа «Россия-Белоруссия». Но текущая ситуация никуда не ведет, это тупик и обнищание.
Единственная сторона, которой выгоден разлад и междоусобицы в Евразии — США. Ну, и Британия конечно же. Имея крайне неэффективное географическое положение они могут конкурировать с той же Россией и Китаем, только если внутри Евразии все транспортные потоки будут переломаны.
У меня есть абсолютная убежденность, что разрушать транспортные маршруты в Евразии за счет конфликтов — главная задача Штатов (ссора между Россией и Европой, а также взрывы «Северных Потоков» — из того же ряда).
Например, через Саакашвили они отодвинули примирение Абхазии и Грузии на долгие годы. А через КВНщика разрушают транспортную связанность Европы и Китая через Россию.