6 июня на Петербургском международном экономическом форуме во время делового завтрака в конгресс-центре выступил Амвросий, митрополит Тверской и Кашинский. Митрополит Амвросий высказался против «показушности» в Год семьи и отметил, что «по ценностям нужно жить и начинать с самих себя»:
– Не бывает одних ценностей для народа, а других – для элит. Это предвестник государственного краха.
Далее митрополит высказался достаточно остро:
– Тему традиционных духовно-нравственных ценностей заболтали, только толку мало. Ими нужно жить, а не говорить об этом, произнося с трибун лозунги. Потому что те, кто об этом говорит, живут совсем другой жизнью.
Самое удивительное, митрополит обратился к собравшимся чиновникам с пастырским наставлением (так и хочется сказать – обличением!):
– Мы сегодня часто слышим (от элит) о том, что народ должен становиться нравственнее. Нужно, прежде всего, эти ценности натягивать на себя самих, а потом людям предлагать об этом размышлять
– Сложности возникают тогда, когда духовные и нравственные ценности предлагаются для всех, но не для себя самого. Это если бы как я вышел на церковный амвон, убеждал бы всех соблюдать пост, грозил бы небесными карами, а сам бы не соблюдал, – добавил митрополит.
Также священнослужитель раскритиковал Год семьи. По его мнению, полгода со старта акции прошло, а ничего не добились:
– Не сделали ничего такого, чтобы разводов стало реально меньше. Только какие-то инициативы и громкие слова.
Он подчеркнул, что в РФ много многодетных семей, кому не хватает помощи и внимания. При этом в обществе продолжается «показной разврат».
Амвросий, митрополит Тверской и Кашинский, родился в 1970 г. в Тверской области в семье рабочих, служил в Советской армии, вскоре после демобилизации поступил в духовную семинарию, в 24 года пострижен в монашество.
Мне очень пришлись по душе наставления святого отца накануне поста, его слова очень хорошо раскрывают его личность:
– Пища, наверное, это самое простое. Но если отказ от определённой пищи не сопрягается с молитвой, с добрыми делами и кропотливой, усердной работой над собой, то это будет просто диета, которая, может быть, принесёт телесную пользу, но не духовную. Пост – это комплекс аскетических устремлений, которые, повторюсь, могут быть у каждого человека разными в зависимости от возраста, состояния, положения. У монашествующих пост должен быть более суровый, потому что они уже пошли этим путём и должны подвизаться. У мирских людей, которые заняты работой, постоянно передвигаются, ухаживают за детьми, пост может быть другого плана. Но самое главное – в пост нужно стараться становиться ближе к церкви и церковным таинствам. Нужно приобретать этот навык, который в течение года потом, к сожалению, как-то затухает.
В древности средства, сэкономленные благодаря аскетической жизни, уделялись церковной общине или людям, нуждающимся в помощи. Каждый день поста должен вмещать в себя какое-то доброе дело. Оно может быть совсем небольшим. Может, просто доброе слово. Или позвонить кому-то, кого-то утешить. Кому-то из магазина продукты принести или уборку сделать. Всё это приносит настоящую радость в нашу жизнь и тот свет, который мы получаем, когда в темноте открываем ставни.
Ведь просто – и так по-человечески!