Найти в Дзене
Business Shop

Предпринимательство: Новая Эра. Как изменился мир за 10 лет?#Санкции #История #СВО #Предприниматели

Оглавление

Каждый человек после своего рождения проходит множество этапов становления: детство, юность, молодость, зрелость и старость. Подобно человеку развивается и общество. Сегодняшний период становления бизнес-сообщества России можно во многом охарактеризовать как молодость. Мы уже не дети из 90, с ее разгульностью и свободой, и уже не юны, как в первые годы 2000, когда в России во многом были установлены основные правила ведения бизнеса, наведен порядок в законодательстве и в стране в целом. Но и зрелым современный бизнес еще не назвать – мы только учимся социальной ответственности, которая является важной функцией предпринимательства, а именно ответственность делает человека зрелым. Активное развитие социального предпринимательства в России началось в 2019 году и продолжается по сей день.

Поднимайтесь в ретроспективу: предприниматели 2005-2010 годов

Современный этап развития предпринимательства России во многом берет начало с 2005 года. Связано это в основном с принятием нового Гражданского кодекса РФ, который существенно изменил правила ведения бизнеса, в частности, в отношении акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и других форм собственности. Также были и другие значительные изменения в законодательстве, повысившие привлекательность ведения бизнеса:

1. Запуск программы «О государственной поддержке малого предпринимательства», которая предусматривала предоставление субсидий и кредитов для малого и среднего бизнеса.

2. Введение системы налоговых вычетов для индивидуальных предпринимателей, что стимулировало развитие этой формы бизнеса.

3. Создание Общественной Палаты РФ, которая стала площадкой для обсуждения и решения проблем предпринимателей.

4. Реформа таможенного законодательства, направленная на упрощение таможенных процедур и снижение бюрократических барьеров для бизнеса.

5. Внедрение системы государственного контроля качества товаров и услуг, что способствовало повышению ответственности предпринимателей перед потребителями.

6. Развитие кредитования малого и среднего предпринимательства со стороны коммерческих банков, что позволило предпринимателям получать доступ к финансовым ресурсам.

7. Повышение роли саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, что увеличило ответственность предпринимателей за качество работ и услуг.

Динамика изменения числа зарегистрированных ИП России с 2005 по 2013 гг., тыс. чел
Динамика изменения числа зарегистрированных ИП России с 2005 по 2013 гг., тыс. чел

Новые понятные способы ведения бизнеса и господдержка - все это привело к резкому росту числа открывающихся компаний и ИП: С 2005 года в России наблюдался постоянный рост числа индивидуальных предпринимателей и фермеров. Если на 1 января 2005 года в Российской Федерации было зарегистрировано 2 018 671 предприниматель, то к 1 ноября 2012 года насчитывалось уже 3 977 691 предпринимателей.

Весь этот рост количества открывающихся бизнесов дополнительно строился на фоне благоприятного внешнего фона для России- в этот период Россия не участвовала во внешних конфликтах, наоборот – Россия становилась участником все новых международных союзов и организаций, что способствовало росту внешних инвестиций в бизнес страны. Даже кризис 2008 года не сильно повлиял на Нас в виду малой вовлеченности России в мировую финансовую систему.

Переход к новой декаде: предпринимательство от 2010 до 2020

Апогеем роста инвестиционной привлекательности России стал 2010 год, когда началось строительство «Северного потока». В 2011 году первая ветка была завершена. Строительство "Северного потока" (наземной и подводной части газопровода между Россией и Германией) в значительной степени повлияло на ряд аспектов российской экономики и специфически на предпринимательство в 2010-2012 годах:

1. Строительство этого крупномасштабного проекта стимулировало рост и развитие предприятий и индустрий, которые прямо или косвенно были связаны с его реализацией. Примеры отраслей, получивших стимул включают: производственные и транспортирные компании, металлургию, судостроение и производство оборудования для добычи и переработки газа.

2. Проект привлек значительные инвестиции и обеспечил существенные финансовые потоки в строительство и связанные отрасли, укрепив экономическую стабильность в этот период.

3. Строительство "Северного потока" создало новые деловые возможности для многих типов предприятий, от крупных до мелких компаний, обеспечивающих услуги, от кейтеринга до логистики.

В период с 2010 по 2014 года Россия добилась максимального влияния в мире, как экономическая держава и надежный партнер. А следом за ней шло и предпринимательство – стабильность национальной валюты и низкие ставки по кредитам позволили отечественным бизнесменам удвоить свои доходы, так как дешевые кредиты пришли в бизнес и позволили получить дешевые инвестиции.

Первым ударом по предпринимательству России стало присоединение Крыма в 2014 году и санкции, связанные с ним. Они коснулись в основном крупного бизнеса (Роснефть, Газпром) и финансового сектора страны. Убытки Российской экономики от санкций 2014 года оцениваются в 800 миллиардов рублей. Тем не менее, некоторые последствия были ощутимы и для всего остального бизнес-сообщества. Конечно, стоит отметить, что эффект санкций различались между секторами российской экономики: некоторые отрасли потерпели огромные убытки, в то время как другие вовсе не ощутили на себе значительных изменений.

Первое чего коснулись санкции – это дешевых кредитов. Средняя ставка кредитования возросла до 11%. Ставки стабилизировались только к 2017 году. Второе – это снижение иностранных инвестиций в бизнес. Западные партнеры впервые настороженно взглянули на перспективы российского рынка.

Важным последствием для бизнеса с 2014 года остаётся и сегодня ослабление курса рубля в эти годы. Эти события больше известны как

«Валютный кризис в России (2014—2015)» — резкое ослабление российского рубля по отношению к иностранным валютам, вызванное стремительным снижением мировых цен на нефть, от экспорта которой во многом зависит доходная часть бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с аннексией Крыма. Из за ослабления курса стало не выгодно закупать иностранные товары и оборудование, подорожала стоимость труда «гасторбайтеров», поднялись цены на недвижимость, обесценились доходы.

Однако большая подушка безопасности страны в виде Фонда национального благосостояния позволила предпринимательству страны достаточно легко преодолеть последствия санкций. Западные инвестиции заменили российские, дешевые кредиты заменили субсидии и господдержка. В целом, к концу 2017 года ситуация выправилась и и влияние санкций не ощущалось. Это видно по динамике ВВП страны: В 2016 году ВВП России снова начал расти и составил 85.6 трлн рублей. В 2017 году ВВП достиг 92.1 трлн рублей, а в 2018 - 103.6 трлн рублей. В 2019 году ВВП России составил 109.2 трлн рублей, и так вплоть до 2020 года – ВВП впервые с 2014 года снизился до 106.6 трлн рублей из-за пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений.

Эра информационного переизбытка: предприниматели в пост-пандемический период и СВО

Пандемия Коронавируса бросила вызов всему бизнес-сообществу и вынудило его трансформироваться по всему миру. Не исключением стала и Россия: из-за коронавируса многие компании были вынуждены перейти на удаленную работу, что привело к изменению бизнес-процессов и увеличению спроса на технологии и сервисы для удаленной работы. Кроме того, многие компании столкнулись с проблемами в логистике и доставке товаров, что также потребовало от них адаптации к новым условиям. «Оффлайн» модель торговли потерпела фиаско. Весь бизнес на год ушел в «онлайн».

Российский рынок интернет-торговли в 2010-2021 гг.
Российский рынок интернет-торговли в 2010-2021 гг.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли России Артем Соколов так охарактеризовал итоги 2020 года: «Год назад (в 2019 г) было трудно предположить, что объем рынка интернет-торговли может так вырасти, и мы преодолеем планку в более чем 3 триллиона рублей. Пандемия подтолкнула рынок к развитию новых сервисов, востребованных у россиян, например, экспресс-доставки. Мы увидели „логистику в логистике“, когда конкуренты — сервисы доставки представлены друг у друга на сайтах, неожиданные коллаборации — монобрендовые магазины, имеющие свой интернет-канал выставляются на других электронных площадках. Мы осваиваем новые форматы продаж, например, live-commerce. 2021 год скорее всего не будет отличаться таким взрывным ростом, однако, уверен, что он принесет нам еще более удивительные форматы, услуги и объединения».

Пост пандемические годы стали годами триумфа Валберис и Озан и роста других маркетплейсов. На сегодня, если твоего бизнеса нет в онлайн, то его нет в принципе.

Новые возможности для отечественных предпринимателей подарили новые санкции и начало СВО в 2022 году. Рынок отчистился от конкурентов в виде иностранных компаний, которые обладали большим опытом в интернет-коммерции. Тем более что уходя, зарубежные компании, в большинстве своем, оставили технологии и наработанные базы клиентов. Конечно, для потребителей потери в качестве оказались колоссальные, тем не менее дешевые китайские товары и российские наработки практически полностью заменили дорогие европейские и американские технологии. Недостаток ощущается только в сфере высокотехнологичного производства, сосредоточенного в США и Европе. Остальное давно производится в Китае.

В 2022 году объем рынка электронной коммерции в России составил 5.7 триллионов рублей и 2.8 миллиарда заказов, увеличившись на 38% по сравнению с предыдущим годом. Количество заказов выросло на 65%, и 2022 год стал одним из трех лучших лет по динамике числа заказов на российском рынке электронной коммерции. Однако темпы роста в 2022 году были ниже, чем в 2021 году, и немного ниже прогнозируемых, что объясняется уходом с рынка значительной части премиум- и среднего+ сегментов.

2022 год также стал годом возрождения маркетинга, поскольку многие европейские бренды, занимавшие значительную долю рынка, ушли, освободив место для активного развития российских проектов, которые успешно справляются с этой задачей. Рост числа отечественных брендов и параллельный импорт стабилизировали товарооборот.

С учетом ухода Facebook, Google и других каталогов, а также активной политики маркетплейсов, CPA остается перспективным направлением для роста, особенно актуальным для вебмастеров, позволяющих получать трафик с этих платформ.

По прогнозу Data Insight, в 2023 году объем продаж на российском рынке eCommerce достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит 30%. Количество выполненных заказов на рынке eCommerce достигнет 4,6 млрд (+64%). Темпы роста в текущем году продолжат замедляться – но показатели роста все равно останутся на уровне намного выше среднемирового.

«В 2022 году объём экспорта в ближнее зарубежье практически не рос из-за санкций. Отключение Visa и MasterCard привело к проблемам в приеме платежей у зарубежных покупателей. Ограничение работы Instagram* и запрет на рекламу в Google не позволяют использовать проверенные каналы для продвижения товаров.

В 2023 году мы ожидаем, что российские продавцы адаптируются к ситуации. Решения для приема платежей уже найдены, в Казахстане, например, Boxberry принимает наложенный платёж. Предприниматели, которые продавали на Amazon и eBay, переориентируются на рынки ближнего зарубежья. Эти факторы обеспечат небольшой, но заметный прирост объёмов экспорта» - считает Руководитель направления Boxberry СНГ, Михаил Конев.

Таким образом, предпринимательство России в условия массовых санкций имеет огромные стимулы для роста. Замещение западных брендов на отечественном рынке продолжается. При этом возможности пост пандемийного роста онлайн рынка еще не исчерпаны. Ключевые тренды рынка 2023 остаются следующими:

a. Сокращение доли спонтанных и премиальных покупок.

b. Значительное увеличение числа пользователей маркетплейсов.

c. Высокая динамика перераспределения рынка между брендами.

d. Быстрый рост инвестиций в продвижение на маркетплейсах.

e. Заметное снижение среднего чека покупок.

Все это сулит баснословные прибыли рынку и дает возможности для начала нового бизнеса.