Найти тему

Эдуард Мане: художественное воплощение нового мира

Для того, чтобы раскрыть личность и глубину произведений Эдуарда Мане, обратимся к Эмилю Золя, писателю, публицисту, который сумел рассмотреть его работы, абстрагировавшись от принятых канонов. «Область моей защиты расширяется — я ратую уже не за одного человека, а за искусство в целом. Изучая на примере Эдуарда Мане то, как принимают у нас оригинальных художников, я протестую против подобного рода приема, из этого частного случая я делаю общий вывод, относящийся ко всем подлинным художникам» (Золя, 1865).

Надар. Эдуард Мане. Около 1870.
Надар. Эдуард Мане. Около 1870.

Публицист отмечает, что при оценке произведений искусств зрители, критики ориентировались на древнегреческий идеал красоты. Задачей художников было подражать древнегреческим образцам и воспроизводить их как можно точнее. Золя придерживается совсем другого мнения и призывает «забыть о музейных сокровищах и о незыблемости пресловутых правил» и посмотреть на действительность, которую передает Мане на своих полотнах, благодаря «его личному темпераменту и потому по-человечески прекрасному». Золя вызвал большой общественный интерес к живописи импрессионистов, дав возможность взглянуть на нее по-другому, показав, что существует отличная от салонной живопись.

Эдуард Мане. Портрет Эмиля Золя. 1868. Музей Орсе, Париж
Эдуард Мане. Портрет Эмиля Золя. 1868. Музей Орсе, Париж

В XIX веке ежегодно проходила выставка Парижский салон, которая была очень престижна, и все художники стремились попасть на нее. Почему художникам было важно участвовать в таких выставках? Художники рассчитывали произвести благоприятное впечатление на зрителей и продать свои картины и даже получить заказ на выполнение произведений. Важное значение также имело место, на котором картина будет висеть, решить это мог тот, у кого была возможность дать деньги человеку, который занимается развеской картин. Нужны были положительные отзывы критиков. Работы принимались не все. Художнику разрешалось представить три свои работы. Решение о том, будут ли картины представлены на выставке, принимало жюри, руководители различных мастерских. К ученикам членов жюри относились с максимальным снисхождением. Сложней было попасть на выставку художникам без покровителей.

В 1863 году к участию на Парижском салоне не допустили около 60% работ художников, среди которых был Эдуард Мане, чьи работы двумя годами ранее были представлены на выставке. В художественных кругах начались волнения. Об этом узнал Наполеон III, увидев «отверженные работы», он решил, что они мало чем отличаются от тех, что были выбраны для показа на выставке, поэтому в газете было напечатано его заявление: «Император получил многочисленные жалобы в отношении произведений искусства, отвергнутых жюри Салона. Его Величество, желая дать возможность общественности прийти к собственному заключению о правомерности этих жалоб, решил, что отвергнутые произведения будут выставлены напоказ в другой части Дворца Индустрии».

Так появился «Салон отверженных». Именно на нем Эдуард Мане представил самое большое из своих полотен – «Завтрак на траве» - и воплотил тем самым мечту художников, изобразив фигуры в натуральную величину. Что было самым большим потрясением для зрителей и критиков XIX века? Большой вопрос вызывал образ обнаженной женщины, Викторины Мёран, которая сидит с двумя одетыми мужчинами. Изображены они в городском сквере, то есть сюжет максимально приземленный.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей Орсе, Париж
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей Орсе, Париж

Интересно, на картине XVI века «Пасторальный концерт» (Джорджоне или Тициана, по разным версиям) изображены обнаженные девушки среди одетых музыкантов. Эти обнаженные девушки – музы или нимфы. Женщина на картине Мане – абсолютно земная женщина. На переднем плане мы видим ее сложенную одежду. Кроме того, тело прописано достаточно реалистично, не идеализировано. О том, как у Мане родилась идея написать эту картину, сохранились воспоминания его друга Адриана Пруста.

Джорджоне-Тициан. Пасторальный концерт. Ок. 1509. Лувр, Париж
Джорджоне-Тициан. Пасторальный концерт. Ок. 1509. Лувр, Париж

Это было на природе, наблюдая купающихся, он воскликнул: «Кажется мне пора приняться за нагую натуру. Ну что же, я им покажу, как это делается. Когда ещё был в ателье, я копировал Джорджоне — нагую женщину с музыкантами… Но у меня все будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу её прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня». Из этой цитаты мы можем выделить две очень важные идеи: первая – что Мане хотел изобразить нагое тело, и второе – что люди показаны такими, какие они есть, как и писал Золя, Мане показывает действительность такой, какая она есть.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863. Музей Орсе, Париж
Эдуард Мане. Олимпия. 1863. Музей Орсе, Париж

Через два года на Парижском салоне Мане представил свою картину «Олимпия». Золя называет эту картину шедевром: «Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. В ней — весь художник, и только он один. Она останется произведением, наиболее характерным для его таланта, высшим доказательством его мощи. В ней я почувствовал индивидуальность Эдуарда Мане, и когда я анализировал темперамент художника, я имел перед глазами только эту картину, содержащую в себе все остальные».

Изобразить обнаженное женское тело без прикрас было очень смелым шагом для художника. Мане написал модель такой, какая она есть в действительности. Любопытно, что на картине мы видим преобладание светлых тонов (это кожа модели, ее ложе, одежда служанки, букет), которые контрастны с темными тонами (кожей служанки, котом и задним планом). И, как пишет Золя, сначала мы различаем два пятна, но если отойти от картины немного дальше, то мы увидим узоры на простынях, украшения девушки, разные оттенки цветов в букете, кота, узор на шторах и прочее. Мы видим, что нет задачи изобразить какую-то историю, но есть задача запечатлеть момент.

Художественный метод Эдуарда Мане – он не прописывает детали, и в то же время ему настолько тонко удается передать образ. Как, например, на портрете «Портрет Стефана Малларме»: детали не прописаны, при этом мы можем уловить образ писателя, который он хотел передать. Это совершенно новое отношение к портрету. Мы можем сравнить с более ранней его работой, на которой изображен Золя. Прослеживается влияние японского искусства: мы видим, что у публициста в руках японские гравюры, наверху тоже японская гравюра, чернильница и ширма – тоже японские. Классический портрет, человек находится в окружении своих интересов, возможно, Мане отошел от своей манеры и написал портрет таким образом, так как уважал этого человека.

Эдуард Мане. Портрет Стефана Малларме. 1876 год. Музее Орсе, Париж
Эдуард Мане. Портрет Стефана Малларме. 1876 год. Музее Орсе, Париж

И еще одна картина, на примере которой я бы хотела показать художественные средства, которые использовал Мане, «Бар в «Фоли-Бержер». «Фоли-Бержер» - известное варьете в Париже. Мы видим публику, которая смотрит представление в зрительном зале. Невероятно сложная композиция – толпу мы видим в отражении. По бокам лестницы располагались буфеты, и мы видим портрет девушки, которая там работает. Детали также не прописаны художником. При этом картина включает в себя несколько жанров: это и портрет, и натюрморт. Отражение девушки смещено, Мане намеренно исказил изображение, чтобы мы посмотрели с разных точек зрения. Последователи будут потом применять этот метод. Момент также мимолетный, в отражении мы видим, что подошел посетитель, но она в данный момент в своих мыслях, несмотря на всю суматоху, которую мы можем себе представить.

Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер». 1882 год. Институт искусства Курто, Лондон
Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер». 1882 год. Институт искусства Курто, Лондон

На картине не прописаны подробности, но есть один важный фрагмент, на котором детали прописаны словно точней, чем на других. На переднем плане мы видим розочки в рюмочке, которые отчетливо изображены, особенно если смотреть издалека. И мы можем предположить, что автор хотел передать через них хрупкость девушки, ее состояния.

Фрагмент. Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер». 1882. Институт искусства Курто, Лондон
Фрагмент. Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер». 1882. Институт искусства Курто, Лондон

Таким образом, можно отметить три особенности художественного воплощения нового мира Эдуарда Мане: первая – это точность в соотношении тонов, о чем и писал в своем труде Шеврёль, вторая – это простота и почти полное отсутствие деталей, третья – это чарующая грация художника. И еще хотелось бы добавить его стремление изображать действительность такой, какая она есть, и передавать сиюминутные мгновения.

Лишь немногие приблизились к пониманию замысла картин Эдуарда Мане, большинство даже не старались вникнуть в произведение, им было достаточно первого впечатления, которое, как мы уже понимаем, может быть и ошибочным. Возможно, люди были не готовы к пониманию действительности, которую старался передать художник, и понадобилось время, чтобы оценить его работы. Вместе с тем, это не умаляет гениальности его произведений, все же был круг лиц, которому удавалось оценить глубину того, что изображал художник, а изображал он действительность, какая она есть.

Отдельную благодарность хочу выразить за ваши комментарии! В следующий раз мы поговорим о жизни и творчестве Клода Моне, и я расскажу, как отличать работы Моне от Мане. До новой встречи!

Литература по теме:

  1. Гомбрих Э. История искусства. Искусство XXI век. 2021.
  2. Золя, Э. Эдуард Манэ / пер. В.Н. Аникеевой, пред. М.К. Клеман. Л.: ЛОССХ, 1935.
  3. Креспель., Ж. П. (2012). Повседневная жизнь импрессионистов. 1863–1883. Москва: Молодая Гвардия.
  4. Прокофьев, В. (1965). Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М.-Л.: Искусство.
  5. Ревалд, Д. (2002). История импрессионизма. М: Республика: ТЕРРА -Кн. клуб.
  6. Шеврёль, М. Э. (1839). Закон одновременного цветового контраста.

В Москве увидеть работы импрессионистов можно в ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также в Музее русского импрессионизма.