Найти тему
Теплая трасса

Буддизм на Ольхоне

Львиная доля нашего пребывания на Ольхоне связана с буддизмом. Дело в том, что здесь мы познакомились с двумя послушниками Иволгинского дацана, идущими по святым местам. Спрашивается, какие-такие святыни может найти буддист на исконно шаманском острове? Оказывается, может. 

Пролив Ольхонские ворота.
Пролив Ольхонские ворота.

Тибетский буддизм посредством лам проник на Ольхон из Монголии в XVII в. Эта религия, в отличие от ислама и христианства, никогда не укоренялась насильственным методом, а вступала в синкретизм с местными культами, как это было, например, с синтоизмом в Японии. 

Ольхонский религиозный коктейль получился настолько крепким, что часть языческих богов перекочевала в родословную буддистского пантеона. Местный бурят, продолжая шаманские традиции предков, стал еще и адептом Дхармы. Поистине, крутая эволюция. 

Остров Ольхон, поселок Хужир.
Остров Ольхон, поселок Хужир.

Я много думал об этом, наблюдая за нашими спутниками из дацана. Трое суток мы шли до мыса Хобой - самой северной части острова. Шагдар и Алдар могли часами рассуждать о буддистской философии, но стоило им завидеть сэргэ (в шаманизме деревянный столб-коновязь на земле бурятского рода), они доставали хлеб или вино и "капали" или "брызгали" на священное место, шепотом что-то приговаривая. Про себя я прозвал этот ритуал шаманским причастием.

Байкал, Малое море.
Байкал, Малое море.

Однажды, прикончив ужин, мы грелись у костра и молчали. Я докурил сигарету и швырнул бычок в костровище, как вдруг спокойный голос Шагдара заставил меня вздрогнуть: 

- Ты не уважаешь духов огня. 

Честно говоря, тогда, после этих слов, разорвавших тишину под сумасшедшими звездами, я сам чуть не просветлел...

[продолжение следует]