В последнее время появилось множество лжеисториков, стремящихся доказать тюркоязычность алан. Однако не существует письменных источников, подтверждающих это. У некоторых тюркских племен была руническая письменность, но далеко не у всех, и она не имеет ничего общего с аланским письмом. Также они пытаются вывести свое аланство при помощи ДНК где также их постигла не удача.Потому что ДНК не привязана к какой либо национальности или группе, а может быть общей для различных групп.Для того чтобы доказать свое аланство им нужны первоисточники которых нет в природе.Поэтому они и пытаются выйти из положения с помощью ДНК.Но они лишь попадают в большую кашу.Например R1а из которого они выводят свое аланство встречается у русских,поляков,белорусов ,ногайцев и татар .И вообще R1a самый распространенный субклад в Евразии.ДНК без первоисточников ничего не стоит.Для полной картины нужны археологические и исторические данные.Вот как раз об археологических данных подтверждающих не тюркоязычность алан мы сегодня и поговорим.А конкретно про могильник Мощевая балка.Вот например описание захоронения найденного в Мощевой балке:
Вся площадь террасы первоначально была буквально насыщена погребениями, плотно примыкавшими одни к другим, наподобие пчелиных сотов, часто с одной общей стеной у соседних гробниц. Площадь эксплуатировали максимально, используя буквально каждый свободный кусочек террасы, каждую выемку, нишу или пещерку (позже Е. И. Савченко наблюдал погребения, устроенные в щелях между крупными каменными обломками или построенные «в два этажа»: одно на верхней плите другого) [Савченко 1999. С. 128]. Такая система, конечно, была обусловлена недостатком свободного места, пригодного для устройства могил, - при высокой смертности, характерной для раннего средневековья, особенно в достаточно суровых для выживания условиях высокогорья.
Плиты делились на куски при помощи тесла, которое символически помещалось вместе с покойником в могилу. Для выравнивания дна ниши использовались камешки, подстилка из травы или шерстяной коврик. Погребения заключались плотно подготовленными каменными плитами, выложенными насыпь, с применением пахсы (глины с соломой) и извести для обмазывания.
Истчоник :
Иерусалимская А. А. Мощевая Балка. Необычный археологический памятник на северокавказском шелковом пути.
Монография. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2012. — 384 с.: ил.
Такие погребения, с учетом описанных особенностей, не характерны для тюркских захоронений.
Теперь рассмотрим описание традицонного погребального обряда у тюрков:
Погребения по обряду ингумации в сопровождении лошади являются одним из отличительных показателей обрядовой практики раннесредневековых тюрков. К настоящему времени на территории Монголии известно 18 таких комплексов.
В большей части могил находилось одно животное (11 объектов,
61%) (рис. 1). В остальных погребениях (7 захоронений, 39%) рядом
с умершим обнаружены две лошади .
Почти во всех могилах покойный был уложен в вытянутом по-
ложении на спине. Отклонения от этого стандарта, характерного для
абсолютного большинства захоронений раннесредневековых тюрков
Алтае-Саянского региона и Центральной Азии, носят единичный ха-
рактер. Согласно замечанию авторов раскопок погребения, исследо-
ванного на некрополе Овор-Хавцал, умерший человек лежал в вытяну-
том положении на животе (Эрдэнэболд Л., Одбаатар Ц., Анхбаяр Б.,
2010, т. 125–126) (рис. 1).
Положение лошади, находившейся в могиле рядом с умершим
человеком, также весьма унифицировано. Судя по имеющимся дан-
ным, в большинстве погребений ранне средневековых тюрков Монго-
лии животное было уложено на животе с подогнутыми ногами.
Более вариабельным показателем погребального ритуала ранне-
средневековых тюрков Монголии является ориентировка умерших
людей по сторонам света. В известных захоронениях с лошадью ко-
личественно преобладает традиция направления погребенных голо-
вой в восточный сектор горизонта (61%). При этом выделяется
группа объектов, при изучении которых отмечена меридиональная, в
большинстве случаев северная, ориентировка людей (28%). Инте-
ресно отметить, что почти идентичное соотношение данных показа-
телей зафиксировано в ходе анализа материалов раскопок некропо-
лей ранне средневековых тюрков на территории Алтая и Тувы (Сере-
гин Н.Н., 2010б).
Источник:
Серегин Н.Н. Погребальный ритуал раннесредневековых тюрков Монголии // Народы и религии Евразии. 2016. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pogrebalnyy-ritual-rannesrednevekovyh-tyurkov-mongolii (дата обращения: 06.06.2024).
По сравнению с захоронениями раннесредневековых тюрков, обряд погребений на Мощевой балке демонстрирует значительные отличия. В захоронениях на Мощевой балке использовалось тесло для разделения плит на куски, которые затем помещались в могилу вместе с покойником. Для выравнивания дна ниши использовались камешки, а подстилкой служили трава или шерстяной коврик. Для закладки погребения использовались крупные каменные плиты насыпью, с использованием пахсы и извести для обмазывания.
С другой стороны, погребения раннесредневековых тюрков, особенно на территории Монголии, предполагают наличие лошадей в могилах. В большей части могил найдено одно животное, хотя также встречаются захоронения с двумя лошадьми. Умерший человек в этих погребениях обычно укладывался в вытянутом положении на спине, что является стандартным для большинства захоронений раннесредневековых тюрков. Позиция лошади в могиле также унифицирована - обычно животное укладывается на животе с подогнутыми ногами.
Кроме того, важным отличием является ориентация умерших по сторонам света в погребальном ритуале раннесредневековых тюрков . В большинстве случаев погребенные ориентированы головой в восточный сектор горизонта, хотя также встречается и меридиональная ориентация, головой в северный сектор. Эти особенности свидетельствуют о различиях в погребальных обрядах и традициях разных культурных групп.
Также рассмотрим вывод из статьи (Ковалевская, В. Б. А.А. Иерусалимская. Мощевая Балка: Необычный археологический памятник на северокавказском шелковом пути. СПб., 2012 / В. Б. Ковалевская, М. Н. Погребова // Российская археология. – 2014. – № 3. – С. 169-173. – EDN STKZOD).
Анализируя разнообразные материалы из Мощевой Балки,
автор освещает и целый ряд чрезвычайно важных вопросов
общеисторического и культурного характеров, касающихся как
населения, оставившего могильник, так и всего региона, по ко-
торому проходил путь. Специальное внимание уделяется про-
блеме соотношения двух этнически разных народов – аланов и
адыгов, составлявших население Мощевой Балки. Рассматри-
вая этот вопрос через призму своего материала, А.А. Иеруса-
лимская выявила весьма существенные детали. Продвижение
алан к западу от их исконной территории – в районы Северного
и, в частности, Северо-Западного Кавказа – признается и исто-
риками, и археологами (с. 29–31). Исследовательнице удалось
на многочисленных и разнообразных примерах реконструиро-
вать характер взаимоотношений внутри населения Мощевой
Балки и подчеркнуть как несомненное смешение традиций, так
и их различные этнические корни. Это прослеживается, напри-
мер, в погребальном обряде, зафиксированном в могильнике.
Как убедительно показывает автор, невозможно разделить пог-
ребальные сооружения, хотя и относящиеся к разным типам,
на два этнически разных массива. В Мощевой Балке это углуб-
ления в скале, отделенные каменной стенкой, или небольшие
пристроенные друг к другу каменные гробницы со стенками из
горизонтально положенных друг на друга камней, обмазанных
глиной и побеленных снаружи. А.А. Иерусалимская приходит
к аргументированному выводу о далеко зашедшем слиянии
обеих этнических групп, “объединившем в том числе и их пог-
ребальный ритуал” (с. 38), хотя, скажем, побелка стен камен-
ных гробниц, связываемая с местным домостроительством,
справедливо отнесена к адыгской традиции (с. 38)
Исходя из представленного анализа, можно сделать вывод о том, что могильные захоронения в Мощевой Балке являются результатом смешения и взаимодействия двух различных этнических культур - аланской и адыгской. Характерные черты обрядов и сооружений указывают на присутствие элементов как аланской, так и адыгской традиции.
Особое внимание уделено слиянию погребальных обрядов обеих этнических групп, что отражается в структуре и деталях могильных сооружений. Например, постройка каменных гробниц, характерная черта адыгской традиции.
Из результатов раскопок на Мощевой балке можно сделать вывод о том, что захоронения алан отличаются от тюркских по формам и обрядам погребения, что указывает на то, что эти захоронения не принадлежат тюркской культуре.