Дидактические средства – важнейший компонент образовательного процесса. Это учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, демонстрационный материал. Они помогают учителю лучше донести знания до детей, найти пути повышения познавательных потребностей и учебной мотивации. Как эффективно разрабатывать дидактический материал – вопрос, который часто встает перед педагогом.
Принципы обучения, которые реализуются при разработке материалов
Их много, но есть самые значимые – они станут опорой для учителя, который создает дидактические материалы. Принципы показывают, на что именно направлены материалы, чему они служат, что раскрывают и т.д.
Главные принципы:
- принцип доступности – материалы должны соответствовать интеллектуальным возможностям детей, их возрасту и особенностям, уровню достигнутого;
- принцип индивидуальной направленности – работа с дидактическими материалами должна вестись в индивидуальном темпе;
- принцип самостоятельной деятельности – ребенок сам должен работать с материалами, понимать, как это делать (алгоритм);
- принцип прочности – чем важнее, разнообразнее и интереснее материал, тем лучше он будет удерживаться в памяти ученика;
- принцип познавательной мотивации – всякий материал равно мотиватор для ребенка, а не рутина;
- принцип проблемности – работая над заданием, ученик решает конкретную дидактическую проблему, опираясь на свои ЗУН (знания, умения, навыки).
Развитие познавательных интересов учащегося – одна из ключевых целей дидактических материалов. Важно, чтобы они помогали раскрывать творческие способности, вызывали искренний интерес, не исключали элементов занимательности. Это поможет обострить эмоциональное отношение к предмету, которое положительно сказывается на вовлеченности ученика.
Опора на зрительное восприятие
Чтобы разработать эффективный, качественный дидактический материал, учитель должен помнить про развитие когнитивного поля ребенка и сенсорные механизмы. В свое время американские специалисты пришли к выводу, что зрительное восприятие для ребенка – это ярчайший чувственный опыт, который приобретает смысл. Но последний появляется только в ходе того, как материальный объект взаимодействует с идеальным сознанием.
Чтобы стимулировать, поддерживать восприятие, нужно учить детей видеть новое в знакомом. Ученики будут строить мостик от элементарных понятий об окружающем мире к уровню обобщений и научных понятий.
Наглядные средства очень помогают повторять изученное – это поддерживает познавательный интерес, привлекает внимание к ключевым моментам изучаемого материала. Зрительная стимуляция может переключать внимание, возвращать ученика к разным этапам урока (уже прошедшим), повышать концентрацию.
Требования к создаваемым дидактическим материалам
Первое и главное – научность. Все, что создает педагог, не должно противоречить научности, быть спорным или противоречивым.
Какие еще требования предъявляются:
- выбрать план знакомства с информацией (последовательность, логистику);
- дать рекомендации ученикам о том, как именно самостоятельно работать с материалами и проводить самоконтроль;
- структурировать материал так, чтобы всегда сохранялась зрительная наглядность, дающая возможность сравнивать и обобщать;
- придерживаться увлекательности содержания, благодаря чему поддерживается интерес и эмоциональная вовлеченность;
- учитывать вариативность форм подачи материала;
- помнить о том, что материал должен способствовать развитию креативности ученика.
Все это сводится воедино, и получается общий план рекомендаций по созданию дидактических материалов.
Стратегия выбора
Если педагог предоставляет ученику выбор, это оптимизирует конкретные этапы учебного процесса. Ученик лучше включается в работу, актуализируется знания, умения и навыки, задействуется эмоциональный компонент.
Что значит выбор в дидактических материалах:
- задания, направленные на построение индивидуального пути их прохождения (ученику предлагаются разные варианты, как он будет справляться с заданием);
- вариативность – ученики любят выбирать из предложенного, любят ощущать себя хозяевами ситуации.
Разобраться в сказанном можно на простых примерах. Ученику дается карточка с заданиями, которые он должен выполнить в конце урока. Цель выполнения карточки – закрепление усвоенного. Если инструкция к ней заключается просто в последовательном выполнении заданий, ученик решит карточку, но эмоциональная вовлеченность не будет сильной.
Если же в начале работы учитель предлагает ему выбор карты, интерес пробуждается сразу. Включаются психологические механизмы, которые делают ученика не просто исполнителем заданий учителя, но и более свободным и активным участником процесса. Ему предлагаются карты (например, дифференцированные по цвету), и какая ему достанется, решает не педагог, а он сам.
Далее учитель инструктирует ученика, объясняя ему, что он может решить не все задания, а только часть. Ценность заданий разная, и ученик сам определяет, какой максимум баллов может набрать. в финале учитель заявляет, что, если ученик решит всего одно задание, но со звездочкой, он получит высший балл.
Ученику приходится выбирать, сопоставлять риски, силы и возможности. Такая стратегия не просто помогает активизировать каждого ученика, но и способствует воспитанию в нем самостоятельности, ответственности, решительности.
Стратегия проблемного обучения
Учитель создает проблемную ситуацию и организует деятельность учащихся так, чтобы они могли решить проблему с помощью поисковой деятельности и усвоения готовых знаний. Почему это может быть стратегией – проблема почти всегда имеет практико-ориентированный характер, в такие задания учащиеся включаются лучше.
Проблему можно по-разному представить: зрительно, аудиально, комплексно. То есть задействовать сенсорику ученика максимально. Проблема требует решения, и поиск этого решения учитель передает в руки ученика – это значит, что тот снова чувствует себя хозяином ситуации. Все это помогает учащимся быть не исполнителями, а активными участниками поискового процесса, помогает им принимать решения, быть инициативными.
Стратегия стимуляции роста
Многие ученики от природы амбициозны, заряжены на успех. Если в них это подкреплять, они будут более усердно работать на уроке, вырастет их активность. Другие же дети, которые лишены задатков лидера и не любят сравнения, не стремятся к высоким достижениям, нуждаются в стимуляции роста. Им стоит показать на примере удачного опыта, как интересно может быть расти в процессе учебы. В итоге такая стратегия охватывает практически весь ученический состав.
Как дидактические материалы могут стимулировать рост учащегося:
- «торг» оценками – за выполнение задания ученик хочет поощрение, оценки, баллы, похвала могут быть стимуляторами;
- новые задания, более интересные и сложные, открываются только после прохождения первого уровня;
- эксклюзив – самые интересные материалы достаются тем, кто был более активен, зарабатывал промежуточные баллы и т.д.
Сам учитель тоже оказывается простимулирован в росте: ему приходится разрабатывать задания разных уровнях, усложнять их, эстетически совершенствовать и т.д.
В разработке дидактических материалов не так важно найти одну стратегию и ее придерживаться, как пробовать, предлагать, практиковать разное и мониторить результаты.
Рады вам помочь! Связь с нами💌:
📩 WhatsApp: 89168535880
🌐 Сайт: DissHelp.ru 📧 info@disshelp.ru
☎️ 8-800-77-55-41
❤️ ❤️ ❤️ Disshelp - достойная поддержка ❤️ ❤️ ❤️