Эффективные стратегии разработки дидактического материала для улучшения образовательного процесса

Дидактические средства – важнейший компонент образовательного процесса. Это учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, демонстрационный материал. Они помогают учителю лучше донести знания до детей, найти пути повышения познавательных потребностей и учебной мотивации. Как эффективно разрабатывать дидактический материал – вопрос, который часто встает перед педагогом.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Принципы обучения, которые реализуются при разработке материалов

Их много, но есть самые значимые – они станут опорой для учителя, который создает дидактические материалы. Принципы показывают, на что именно направлены материалы, чему они служат, что раскрывают и т.д.

Главные принципы:

  • принцип доступности – материалы должны соответствовать интеллектуальным возможностям детей, их возрасту и особенностям, уровню достигнутого;
  • принцип индивидуальной направленности – работа с дидактическими материалами должна вестись в индивидуальном темпе;
  • принцип самостоятельной деятельности – ребенок сам должен работать с материалами, понимать, как это делать (алгоритм);
  • принцип прочности – чем важнее, разнообразнее и интереснее материал, тем лучше он будет удерживаться в памяти ученика;
  • принцип познавательной мотивации – всякий материал равно мотиватор для ребенка, а не рутина;
  • принцип проблемности – работая над заданием, ученик решает конкретную дидактическую проблему, опираясь на свои ЗУН (знания, умения, навыки).
Развитие познавательных интересов учащегося – одна из ключевых целей дидактических материалов. Важно, чтобы они помогали раскрывать творческие способности, вызывали искренний интерес, не исключали элементов занимательности. Это поможет обострить эмоциональное отношение к предмету, которое положительно сказывается на вовлеченности ученика.

Опора на зрительное восприятие

Чтобы разработать эффективный, качественный дидактический материал, учитель должен помнить про развитие когнитивного поля ребенка и сенсорные механизмы. В свое время американские специалисты пришли к выводу, что зрительное восприятие для ребенка – это ярчайший чувственный опыт, который приобретает смысл. Но последний появляется только в ходе того, как материальный объект взаимодействует с идеальным сознанием.

Чтобы стимулировать, поддерживать восприятие, нужно учить детей видеть новое в знакомом. Ученики будут строить мостик от элементарных понятий об окружающем мире к уровню обобщений и научных понятий.

Наглядные средства очень помогают повторять изученное – это поддерживает познавательный интерес, привлекает внимание к ключевым моментам изучаемого материала. Зрительная стимуляция может переключать внимание, возвращать ученика к разным этапам урока (уже прошедшим), повышать концентрацию.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Требования к создаваемым дидактическим материалам

Первое и главное – научность. Все, что создает педагог, не должно противоречить научности, быть спорным или противоречивым.

Какие еще требования предъявляются:

  • выбрать план знакомства с информацией (последовательность, логистику);
  • дать рекомендации ученикам о том, как именно самостоятельно работать с материалами и проводить самоконтроль;
  • структурировать материал так, чтобы всегда сохранялась зрительная наглядность, дающая возможность сравнивать и обобщать;
  • придерживаться увлекательности содержания, благодаря чему поддерживается интерес и эмоциональная вовлеченность;
  • учитывать вариативность форм подачи материала;
  • помнить о том, что материал должен способствовать развитию креативности ученика.

Все это сводится воедино, и получается общий план рекомендаций по созданию дидактических материалов.

Стратегия выбора

Если педагог предоставляет ученику выбор, это оптимизирует конкретные этапы учебного процесса. Ученик лучше включается в работу, актуализируется знания, умения и навыки, задействуется эмоциональный компонент.

Что значит выбор в дидактических материалах:

  • задания, направленные на построение индивидуального пути их прохождения (ученику предлагаются разные варианты, как он будет справляться с заданием);
  • вариативность – ученики любят выбирать из предложенного, любят ощущать себя хозяевами ситуации.

Разобраться в сказанном можно на простых примерах. Ученику дается карточка с заданиями, которые он должен выполнить в конце урока. Цель выполнения карточки – закрепление усвоенного. Если инструкция к ней заключается просто в последовательном выполнении заданий, ученик решит карточку, но эмоциональная вовлеченность не будет сильной.

Если же в начале работы учитель предлагает ему выбор карты, интерес пробуждается сразу. Включаются психологические механизмы, которые делают ученика не просто исполнителем заданий учителя, но и более свободным и активным участником процесса. Ему предлагаются карты (например, дифференцированные по цвету), и какая ему достанется, решает не педагог, а он сам.

Далее учитель инструктирует ученика, объясняя ему, что он может решить не все задания, а только часть. Ценность заданий разная, и ученик сам определяет, какой максимум баллов может набрать. в финале учитель заявляет, что, если ученик решит всего одно задание, но со звездочкой, он получит высший балл.

Ученику приходится выбирать, сопоставлять риски, силы и возможности. Такая стратегия не просто помогает активизировать каждого ученика, но и способствует воспитанию в нем самостоятельности, ответственности, решительности.
Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Стратегия проблемного обучения

Учитель создает проблемную ситуацию и организует деятельность учащихся так, чтобы они могли решить проблему с помощью поисковой деятельности и усвоения готовых знаний. Почему это может быть стратегией – проблема почти всегда имеет практико-ориентированный характер, в такие задания учащиеся включаются лучше.

Проблему можно по-разному представить: зрительно, аудиально, комплексно. То есть задействовать сенсорику ученика максимально. Проблема требует решения, и поиск этого решения учитель передает в руки ученика – это значит, что тот снова чувствует себя хозяином ситуации. Все это помогает учащимся быть не исполнителями, а активными участниками поискового процесса, помогает им принимать решения, быть инициативными.

Стратегия стимуляции роста

Многие ученики от природы амбициозны, заряжены на успех. Если в них это подкреплять, они будут более усердно работать на уроке, вырастет их активность. Другие же дети, которые лишены задатков лидера и не любят сравнения, не стремятся к высоким достижениям, нуждаются в стимуляции роста. Им стоит показать на примере удачного опыта, как интересно может быть расти в процессе учебы. В итоге такая стратегия охватывает практически весь ученический состав.

Как дидактические материалы могут стимулировать рост учащегося:

  • «торг» оценками – за выполнение задания ученик хочет поощрение, оценки, баллы, похвала могут быть стимуляторами;
  • новые задания, более интересные и сложные, открываются только после прохождения первого уровня;
  • эксклюзив – самые интересные материалы достаются тем, кто был более активен, зарабатывал промежуточные баллы и т.д.

Сам учитель тоже оказывается простимулирован в росте: ему приходится разрабатывать задания разных уровнях, усложнять их, эстетически совершенствовать и т.д.

В разработке дидактических материалов не так важно найти одну стратегию и ее придерживаться, как пробовать, предлагать, практиковать разное и мониторить результаты.

Рады вам помочь! Связь с нами💌:

📩 WhatsApp: 89168535880
🌐 Сайт: 
DissHelp.ru 📧 info@disshelp.ru
☎️ 8-800-77-55-41

❤️ ❤️ ❤️ Disshelp - достойная поддержка ❤️ ❤️ ❤️