#читатель_пишет
Журналист Татьяна Иванченко
С днем рождения, дорогой Александр Сергеевич! С юбилеем! Вы все так же любимы, читаемы и почитаемы!) И все так же многие хотят быть с вами на дружеской ноге)
Много территорий в России могут, конечно, так сказать: «Наш, мол, гений-то!» И мы, тверские, не будем отказывать себе в этом удовольствии. Надеемся, Александру Сергеевичу у нас было хорошо и работалось вдохновенно. О чем он, собственно, и писал в Павловском Старицкого уезда: "Петербург-прихожая, Москва-девичья, деревня же – наш кабинет".
100 счастливых дней было у него в Тверской губернии, где он проезжал или гостил с 1811 по 1836 гг. более двадцати раз. Впечатления, имена, встречи, вдохновения…
Несколько тверских штрихов к портрету Пушкина
*О том, где останавливался Пушкин в Твери и что там ел, известно практически всем. На то он и гений: чиркнул пару строк гастрономических – а мы их со смаком цитируем (многие ли пошли дальше – сварили яичницу?))
Однако, что, казалось бы, столь очевидно, вызывает споры до сих пор. Точное место гостиницы «Гальяни» так и не установлено. Однозначно – была она на улице Скорбященской (ныне улице Андрея Дементьева).
Далее версии такие – либо на современном пересечении улиц Андрея Дементьева и Пушкинской (Пушкинская, 1), либо на улице Андрея Дементьева, 34. Аргументы есть в пользу и одного, и другого адреса. В результате памятная табличка о посещении Пушкиным этого места расположена на одном доме, а современная гостиница «Гальяни» - в другом.
*Сколько креатива идет на то, чтобы повысить туристическую привлекательность территории. А Александр Сергеевич мимоходом упомянул про жареные котлеты в Торжке – и вот вам бренд на долгие века! Пожарская котлета – наша гордость)) Кстати, может Твери все-таки на вареной яичнице и макаронях сыграть?
*Из того же Торжка – Евгений Онегин. Точнее, имя персонажа одноименного романа в стихах. Но – ! – не факт)
В книге «Москва-Петербург. Станционный путеводитель» журналист-краевед Алексей Митрофанов пишет: «Не раз бывавшему в этом самобытном городе, поэту в очередной приезд попалась на глаза вывеска: «Евгений Онегин – булочных и портновских дел мастер».
Сочетание имени и фамилии Пушкина «зацепило». Правда, род занятий своего литературного героя поэт кардинально сменил».
Подтверждением тому является могила, обнаруженная в Торжке на Пустынском кладбище лет 70 назад, на которой написано: «Николай Евгеньевич Онегин». Сын, получается. Узнавший о таком артефакте местный житель художник Роман Вишняков в 2020 году даже организовал прямо на кладбище «Онегин-фест». Есть вопросы) Но и польза тоже есть – заросшее кладбище подрасчистили.
То, что Онегин жил в Торжке – без вариантов. Но видел ли Пушкин такую вывеску – вот в чем вопрос. Краевед Нина Лопатина, автор книги «Пушкин и Торжок. Евгений Онегин из Торжка», пишет: «Пушкин не видел в Торжке вывеску «Евгений Онегин – булочных и портновских дел мастер», так как вольноотпущенный помещицы Старицкого уезда Возницыной Евгений Кузьмич (родившийся без фамилии) взял себе фамилию Онегин уже после смерти Пушкина». В качестве аргумента она предоставляет запись в Исповедных ведомостях Ильинской церкви города Торжка за 1859 год:
«Согласно этому свидетельству, в тот год на исповеди были «Евгений Космин Анегин 45 лет, его жена Евдокия Прокопьевна 44 лет и их дети: Николай 20 лет, Александр 19 лет, Михаил 16 лет».
Получается, что Евгений Космин (Кузьмич) Онегин появился на свет в 1814 году, а значит, в 1811 году юный Пушкин вывеску с его именем видеть не мог».
Но есть еще доклад Ивана Александровича Иванова, председателя Тверской губернской ученой архивной комиссии, написанный к 100-летию со дня рождения Пушкина (1899 год). В нем говорится, что, когда Александр Сергеевич посетил Торжок, там жил портной Евгений Онегин, имевший вывеску на видном месте той же улицы, где находился и знаменитый трактир-гостиница Дарьи Пожарской.
*А еще могла бы Тверь печально прославиться как место гибели поэта. Здесь была назначена дуэль с известным прозаиком и драматургом графом Владимиром Александровичем Соллогубом. Но, к счастью, не состоялась. А затем Соллогуб препятствовал дальнейшим дуэлям поэта.
За год до трагедии на Чёрной речке горячий Пушкин вызвал на дуэль Соллогуба. Тот, служа в Твери, ждал сигнала. Пушкин прибыл в город 1 мая 1836 года и направил записку обидчику, где предлагал назначить время и место дуэльной встречи. Владимир Александрович жил в доме А.М. Бакунина – двухэтажном, с мезонином, на самом берегу Волги, с видом на устье Тверцы и Отроч монастырь. Однако Соллогуба не было дома – он отлучился по служебным делам. Всегда бы происходили такие нестыковки.
Конечно, Соллогуб и Пушкин встретились, буквально через несколько дней в Москве в доме Нащокина, который должен был быть секундантом поэта. Тот поступит мудро – заставит противников примириться. А осенью 1836 была уже очередь Соллогуба спасать Александра Сергеевича – он был приглашен в секунданты дуэли с Дантесом после того, как по почте многим знакомым был разослан «Диплом ордена рогоносцев». (Вот вам нравы 19 века. Страшно подумать, если бы в то время был интернет, на сколько больше бы людей и раньше погибло на дуэлях). В ноябре Соллогубу удалось ситуацию потушить. А в 37-м он тоже пытался, но безрезультатно.
*Тверь считает Пушкина своим и подтверждает это памятниками гению.
Первый – в полный рост из гипса и бетона – был установлен в 1937 или 1938 году возле кирхи на бывшей Торговой площади, которую переименовали в Пушкинскую. Скульптор неизвестен. В 1942 монумент разрушен, через семь лет восстановлен. Но в 1960-х на месте кирхи был выстроен обком КПСС, а памятник мешал – его убрали, и название у площади тоже.
Ещё любопытный факт: памятник – бюст поэта задумывался его создателем скульптором Екатериной Белашовой для установки на месте дуэли на Черной речке в Петербурге. Для большей натуральности она использовала посмертную маску Пушкина. Но северная столица отказалась от такой трактовки поэта – мятущегося, неспокойного. В итоге, через год после смерти Екатериной Белашовой, в 1972 году бюст появился на Театральной площади в Калинине.
А в Городском саду планировали установить памятник Салтыкову-Щедрину. Но к 175-й годовщине со дня рождения Пушкина появились «Белые ночи» (опять связь с Питером) - так называется композиция скульптора Олега Комова. Александр Сергеевич здесь отдыхает у Волги. И мы вместе с ним.
Копилка:
«Пушкинское кольцо Верхневолжья» Пушкинские места Верхневолжья: Тверь (Путевой дворец, гостиница Гальяни, памятники Пушкину); в селе Иванищи – Успенская церковь XVI века; в Старице – Успенский Старицкий монастырь, Дом купца Филиппова; в Малинниках – парк усадьбы П. А. Осиповой-Вульф; в Бернове – усадебный дом Вульфов (музей А. С. Пушкина) с парком; в селе Павловское – парк в имении П. И. Вульфа; в селе Старое Глинкино – усадьба Ртищевых XIX века; в деревне Грузины – каменные дома для крестьян XVIII века, усадебный дом Полторацких с парком; в Торжке – гостиница Пожарских, усадьба Олениных (ныне музей А. С. Пушкина); в селе Митино – усадьба Львовых с парком; погост Прутня – могила А. П. Керн.
Произведения, написанные на тверской земле: "Анчар", "Зимнее утро", "Зима. Что делать нам в деревне?", "Поэт и толпа", "Цветок", седьмая глава "Евгения Онегина", посвящение к поэме "Полтава", публицистические произведения о народности русской литературы, о поэтическом слоге, "Ответ Катенину" и "Ответ А.И. Готовцевой"… А сколько впечатлений и наблюдений, рассыпанных пушкинским по страницам...
Об Онегине и Твери
Журналист Степан Каменев
В день 225-летия со дня рождения Пушкина вспомнился один интересный факт про роман в стихах «Евгений Онегин». Недавно вместе с практикантом писали текст о том, как Тверская область отражена в поэзии «нашего всего». И вот в статье, или по-модному выражаясь – лонгриде, я вижу цитату:
Тоска, тоска! Спешит Евгений
Скорее далее: теперь
Мелькают мельком, будто тени,
Пред ним Валдай, Торжок и Тверь
И т.д.
Сначала подумал: «Что с памятью, неужто я невнимательно читал «Евгения Онегина»?». Пролистал книгу – нет такого места в романе! Но быстро выяснилось, что отрывок – черновик.
Тем не менее, согласно исследованиям, Александр Пушкин творил на тверской земле и не мало. И в 1829 году в Старицких краях Пушкин закончил VII главу поэмы «Евгений Онегин».
Покопавшись «в этих ваших интернетах», отыскал ещё один любопытный факт. Как пишет минтуризма Тверской области, именно в Торжке у Пушкина «родился» персонаж Евгений Онегин. Согласно одно из версий, поэт увидел эту фамилию на вывеске напротив гостиницы Дарьи Пожарской.
Такие дела! «О сколько нам открытий чудных...» Всех с днём рождения солнца русской поэзии!
Александр Пушкин «Капитанская дочка»
Журналист Владислав Толстов, «Читатель Толстов»
Моя любимая повесть у Пушкина, читанная-перечитанная раз сто, наверно. И фильм по ней замечательный Рогожкин снял, «Русский бунт», если кто не видел, рекомендую – Машков в роли Пугачева, Ильин в роли Савельича, Белов в роли капитана Миронова, только главные роли, Петруши Гринева и Маши Мироновой, отдали молодым польским актерам, ну, так, наверно, надо было, хуже не стало.
Многие пушкинисты обращали внимание, что Пушкин давал своим произведениям «диагональные» названия. То есть название не связано с главным героем. Потому что в «Евгении Онегине» главный герой не Онегин, а все-таки Татьяна, а в «Капитанской дочке» сама Маша Миронова большую часть действия находится где-то за кадром, только в конце выходит на первый план, чтобы отмолить у императрицы Екатерины своего возлюбленного.
И для меня, конечно, «Капитанская дочка» - это история о чести, которую надо беречь смолоду. Пугачев, Швабрин поступились честью, стали предателями и самозванцами, а Петр Гринев, капитан Миронов сохранили честь кто в бою, кто в следственной тюрьме, но не поступились принципами. Литературовед Елена Полтавец обратила внимание, что Пушкин противопоставляет персонажей-самозванцев персонажам, которые сохранили свое имя, личную доблесть и честь, даже на уровне именования. У хороших героев активно используется отчество как дополнительная деталь, знак уважения автора к персонажам. Отец и мать Гринева, капитан и капитанша Мироновы, да и сам Гринев и капитанская дочка Маша Миронова обращаются друг к другу по имени-отчеству. Юрий Лотман тоже обратил на это внимание, сделав вывод, что таким образом демонстрируется «большая социальная честь».
Сказать что-то новое о «Капитанской дочке», о которой написана целая библиотека, вряд ли получится. Тема чести и предательства – вечная, и история Петруши Гринева, который рискует собой, но даже под страхом смерти не присягает самозваному атаману Пугачеву, «императору» - сюжет, который будет воспроизводиться в русской литературе снова и снова. Как и тема предательства и верности. И Анна Каренина, предавшая мужа, и предатель Андрий из «Тараса Бульбы», и Паратов из «Бесприданницы» - все они так или иначе перекликаются с мотивами пушкинской «Капитанской дочки».
А еще «Капитанская дочка» - произведение, непосредственно связанное с нашей Тверской областью. Прототипом Маши Мироновой считается Машенька Борисова, воспитанница в семье Вульфов, старицких помещиков и приятелей Пушкина. Не так давно краеведы нашли ее могилу.
Оцениваете и добавляйте в комментариях!