На протяжении долгого количества времени музыкальные кинопроизведения ощущали на себе совершенно разный отклик аудитории: от всеобщего восторга до недовольства и фырканья в их сторону. Несмотря на все взлеты и падения мюзикла и современное отношение к нему как к чему-то, наполненному надоедливыми и скучными песенками, это был, есть и остается уникальный, неподражаемый жанр, который при правильном подходе можно преподать как вкуснейшую конфету.
Особенно, если речь идет об анимации, и за все последнее время такой сладкой, чуток приторной закуской стал именно «Отель Хазбин». И сладость эта уж точно с начинкой алкоголя. Восьмисерийный сериал вышел на Amazon Prime Video в январе этого года, но через сколько же изменений, юридических препятствий и других обстоятельств прошел этот долгострой. Разберем подробно феномен одного из лучших (если не лучшего) мюзикла за последние годы.
«Отель Хазбин» («Hazbin hotel», с англ. «Hazbin = Has been», что контекстуально переводится как падший, бывший кем-то, но сейчас уже не являющийся прежней личностью) идеей целиком и полностью принадлежит сальвадор-американской художнице Вивьен Медрано, что долго желала снять масштабный мультпроект для взрослых о жизни грешников в Аду и их противостоянии жестоким и деспотичным силам Рая, каждый год проводящим зачистки населения в преисподне.
Пилот, созданный на основе краудфандинга, активно рекламировался в YouTube еще в 2018 году, и был уже выпущен в октябре 2019. В течение двух дней после выхода серия набрала более 2 млн. просмотров, и в ближайшее время интернет-мир был в объятиях Хазбина. Начало рассказывает о принцессе Ада по имени Чарли, что со своими компаньонами в лице нескольких других бесов, включая Аластора - могущественного и зловещего радиодемена -, хочет перевоспитать грешников в своем отеле и, тем самым, спасти их от верной «райской» гибели.
Разумеется, загипнотизированным очарованием изящно-кровавого мира зрителям, включая меня, было адски интересно, что будет дальше, сколько дьяволов смогут реабилитироваться, развернется ли эпическая баталия между демонами и архангелами и как будет развиваться музыкальная составляющая сериала, которая в пилоте уже зарекомендовала себя как нечто цепляющее и прилипчивое.
Как обычно бывает, что-то пошло не так, и этим чем-то стал поиск источника финансирования и дистрибьюторства. Для всего сезона нужно было найти продюсера или студию, что поможет с реализацией всех идей Вивьен, при этом не сковывая творческую свободу Медрано. Спустя энное количество времени такой компанией стала А24 («Солнцестояние», «Все везде и сразу», «Кит»), что является одним из главенствующих поставщиков авторских проектов и артхаусов на международном кинорынке. «Отель» стал первым анимационным детищем студии, и даже когда все серии уже были написаны, нарисованы, озвучены и анимированы, появилась другая, более устойчивая преграда для релиза сериала - забастовки Гильдий сценаристов и актеров США (2 мая - 27 сентября 2023).
Протесты, связанные, в основном, с нечеловеческими условиями работы, а также замены кожаных людей на ИИ при производные фильмов, отразились и на обсуждаемом сегодня проекте, так что премьера, назначенная на лето 2023, перенеслась на неопределенный срок. Однако поварившись в производственном аду (какая ирония), «Отель Хазбин» все-таки распахнул свои двери для потенциальных посетителей уже в самом начале 2024.
Наконец, говоря о самом сериале, будет грамотно разбить его на важные составляющие и обсудить его именно таким образом:
I. ПЕРСОНАЖИ И АНИМАЦИЯ
Еще в пилоте Медрано продемонстрировала свой полет фантазий, показав кучу разношерстных героев на любой вкус, цвет, страх и риск. Что пацифистская и добрейшая Чарли с ее милейшими глазами и заостренными чертами, что жесткая и неприступная Вегги, общим видом показывающая, кто здесь хозяйка, что Аластор с вечной улыбкой маньяка и мотивами вуду - все эти образы моментально въедаются в память и будут долго служить отличным мерчом для самых преданных фанатов.
Мне нравятся архетипы протагонистов (если так можно выразиться), их живое взаимодействие друг с другом и то, насколько же они разные. Из этого следует множество интересных конфликтов и ситуаций, вследствие чего сериал никогда не скучно смотреть. Но дьявол кроется в деталях, и ситуация выходит двоякой. Очевидно, и студия, и сам режиссер, делали ставки на потенциальную популярность «Хазбина» и потихоньку разрабатывали будущие сезоны. А поэтому в сериал уже сразу запихнули ну слишком больше количество персонажей. Да, как я уже сказал, одна половина из них рельефна и глубока, однако другая запоминается, скорее, за счет самобытного дизайна, нежели проработанного характера.
Так, например, мы не узнаем полноценную историю трех Ви - одной из сильнейших организаций Ада, управляемой теледемоном Воксом и его приятелями / коллегами, Валентино и Вельвет. Авторы как бы говорят «Хотите знать о них больше? Увидимся в продолжении!». И такое случается не только с второстепенными ребятами, но даже и с первостепенными: к примеру, с Сэром Пентиусом, коброй и первым гостем в отеле, идущим на пути к искуплению.
Сама анимация довольно приятная: несмотря на свою дешевизну в сравнении с мультфильмами других студий, располагающих большими бюджетами, чем А24, она привлекает красочностью и визуально аппетитной вкусовой палитрой - красными, бордовыми, фиолетовыми и кислотно-зелеными цветами. Такое «грязное» и в то же время концептуальное представление Ада, иногда антуражом отсылающее к мюзиклам «Чикаго» и «Мулен Руж», выделяется на фоне простых полигонов с котлами и лично мне симпатизирует.
II. СЮЖЕТ И ЮМОР
С точки зрения сценария и проработки мира, все тоже очень даже достойно. Ад представляет из себя сложный мегаполис, агломерацию, что состоит из разнообразных городов, районов и культур. У грешников есть и свои обряды, и традиции, и даже слои населения с нищими отбросами и влиятельными владыками. Задумка войны демонов с Раем, который тоже может похвастаться многослойной системой и специфическими устоями, великолепна и эмоционально работает, ведь на кону стоит многое: сама жизнь и близкие дьяволов, ведь жители Ада - тоже живые существа и люди в прошлом, им не чужды человеческие чувства и ценности.
Но хорошего понемножку. Раз расхваливаешь - значит, и критикуй. Как по мне, самый большой минус «Хазбина» заключается именно в его юморе. Сериал нацелен на возрастную аудиторию 18+, и создатели, словно маленькие дети, считают, что прошлый юмор и ненормативная лексика являются наиярчайшими признаками взрослости, поэтому злоупотребляют ими непозволительно часто, хоть нередко и проскальзывают забавные остроты. Знаю, что юмор - понятие субъективное, но субъективно такие шутейки не слишком близки и удачны. Взрослыми шутками или матом нужно распределяться умеренно, иначе они будут просто надоедать или выбешивать.
III. МУЗЫКА И НОМЕРА
Но что точно зацепило меня в мультфильме, так это великолепные песни, процентов-так 85 из которых ты будешь напевать в течение следующих нескольких дней. Гарантировано! Классно, что треки, танцы и пляски здесь вставлены не просто по какой-то квоте, а-ля «лишь бы было, хронометраж надо же растягивать», вовсе нет. Черты мюзикла здесь дополняют сюжет и раскрывают героев, их мысли, переживания и иллюстрируют в общих чертах, с кем мы собственно имеем дело.
В целом, «Отель Хазбин» - это довольно любопытный, несколько противоречивый, но все равно хороший зрелищный сериал, который предлагает зрителю нечто новое, хоть одновременно и не замахивается на статус «шедевра на все времена». У него есть яркие недостатки, и я надеюсь, их учтут в продолжениях, но быть частью фанбазы этого адского и притягательного мирка все же приятно. В конце концов, чем черт не шутит? Мой ангел на правом плече дает сериалу 7.3/10, а дьявол с левого - 8.5/10. Суммарно, это будет где-то 7.7/10 👹