Найти тему

Основатели SILA SVETA о работе с зарубежными командами и Дрейком

Выжимка нового выпуска подкаста Соколовского

Про гостей

Александр Ус и Алексей Розов — основатели SILA SVETA — компании, которая занимается световыми видео и аудио инсталляциями.

Студия за 16 лет поработала с The Weeknd, Drake, Billie Eilish, Met Gala 2017, FIFA, с крупными мировыми брендами: Samsung, Lamborghini, Audi, BMW — и это только малая часть проектов, к которым приложили руку ребята из SILA SVETA. У меня в подкасте предприниматели рассказали, как начали креативный бизнес в неизвестной нише и как со временем масштабировались до зарубежного уровня. Ниже — самые интересные моменты из выпуска.

Как появился бизнес

Когда люди хотят заработать денег, они, как правило, начинают заниматься «быстрым» бизнесом. Но Александр и Алексей решили зайти совсем в неочевидную на те времена нишу. Как так получилось?

Александр Ус: В 2005 году я знал человека, который привозил все подряд из Китая. Один раз он притащил огромный слайдовый проектор и попросил помочь, потому что не знал, что с ним делать. Мы таскались с проектором по всему городу, пока не познакомились с людьми, которые делают различные шоу. Так мы начали работать.

Как на старте удалось сделать бизнес в неоднозначной нише:

Александр Ус: Это как раз и дало результат: ниша не была сформирована, это был эффект «вау». В первое время даже слайдовые проекторы производили впечатление на людей. Еще мы поймали тренд: работали с изображением не в экране, а начали вытаскивать его наружу, проецировать на дома.
Мы старались задействовать больше органов чувств, не только зрение и слух. Например, когда человек стоит на улице и его со всех сторон накрывает проекция. На 2007 год мы по факту стали «пионерами», поняли, что ниша не занята и начали ее копать.
Алексей Розов: Нам казалось, что сфера мультимедиа будет много где. Мы подумали, раз никто этим не занимается, а есть перспективы, значит, мы начнем первыми.

Что на самом деле продает SILA SVETA

Александр Ус: Мы продаем эмоции. Продаем тот опыт, который ты никогда не переживал. Ты заходишь в комнату или стоишь перед зданием, и испытываешь такие эмоции, которые не испытаешь в жизни. Например, ты никогда в обычной жизни не попадешь в мир Древнего Египта. Мы делаем так, чтобы люди спрашивали: «как это сделано?». Если это происходит, значит, мы попали, и это круто.

Как удалось увеличить масштаб бизнеса

Алексей Розов: Поскольку SILA SVETA развивалась с точки зрения творчества и технической экспертизы, то мы находили смежные бизнесы, из которых можно было взять себе людей. То есть на контент мы брали людей, которые занимались производством графики для рекламных роликов или эффектов кино. Мы находили видеоинженеров среди интеграторов. Из таких людей, по мере поступление проектов, у нас собралась команда.

Какие есть спорные моменты в совместной работе

Алексей Розов: У нас, например, расходится мнение по тому, как должны выглядеть региональные офисы. Эта ситуация просто подвешена, она не решена до конца, в ней нет обоюдного решения. Поэтому мы продолжаем гонять ситуацию в голове, мы встречаемся, обсуждаем, пока не решим так, чтобы устраивало нас всех.

Какие выводы были сделаны за годы партнерских отношений

Бывает, что партнеры расходятся и заканчивают бизнес, не из-за того, что они не компетентны, а из-за того, что не умеют вести диалог. Основатели SILA SVETA рассказали, как воспринимают кризисные моменты:

Александр Ус: Я понял, что идеальных людей не бывает. Если ты знаешь недостатки человека до конца, то тогда тебе понятна его реакция во всем. В кризис проявляются самые острые моменты, человек становится как на ладони.
Алексей Розов: В любом случае надо договариваться. Жалко дело, которое может умереть, потому что мы не сошлись во мнении. Многие бизнесы не получаются, потому что партнеры разругались, а не потому, что делали вместе что-то не так.

Как прийти к крутой идее

Александр Ус: Очень важно развивать свой кругозор и рефлексировать на внешний мир. Нужно иметь ряд хобби: путешествие, спорт, творчество. Таким образом формируется насмотренность. Еще важна смелость. Надо брать и придумывать, в нашем деле важна практика.
Алексей Розов: Когда беремся за проект, мы изучаем тему, с которой к нам приходят. Автомобильное шоу, концерт или выставка — это все попадает к нам уже с какой-либо определенной темой, которую нужно раскрыть. Если про что-то не знаем, то идем читать, смотреть, изучать. А потом с помощью мультимедийных технологий реализовываем.

Как креативному бизнесу выйти на зарубежный рынок

В наше время существует гигантское поле конкуренции. Чтобы выделиться и выйти на мировой уровень, нужно приложить немало усилий, но SILA SVETA сделали это и поработали с популярными артистами, известными всему миру:

Александр Ус: Сейчас сильно развито изображение, которое «вылезает» из экрана. В 2015 году мало кто делал такое, но у нас в портфолио это было. На тот момент у нас работала Полина Захарова в Америке и она подружилась с креативщиком, который занимается мультимедиа. Через нее мы уже вышли на зарубежный рынок.

SILA SVETA про опыт работы с зарубежными командами

Предприниматели рассказали, чем в работе русские отличаются от иностранцев:

Александр Ус: Технически российские команды гораздо лучше и гибче, чем в Америке — это заблуждение. Поработав там, мы увидели, насколько круто у них все организованно.
Это выражалось в разных вещах, например, с Коачеллой. Нам сказали, что нужно быть к девяти, и мы подумали: «В Москве к 9:00 все опаздывают и как сонные мухи». Мы приехали на Коачеллу: все ребята уже работали, четко по инструкции.
В России мы любим давать шансы и экспериментировать. Даже если человек делает что-то впервые, мы говорим: «Давай попробуем!». В Америке говорят: «Что ты знаешь, тем и занимаешься».

Помогла ли работа с Дрейком в продвижении компании

Алексей Розов: Когда люди видят какие-то шоу, у них возникает желание поработать с людьми, которые делали конкретно этот проект. Дрейк стал бустером для других наших проектов. Это нас прорекламировало: «Если им доверился Дрейк, значит, и им можно доверять». Если ты состоялся в Америке — ты состоялся везде. Такой закон рынка, по крайней мере, в шоу-бизнесе.

О подкасте

С 2019 года в этом подкасте я встречаюсь с людьми, достигшими впечатляющих успехов в своей деятельности.

Среди последних героев — Николай Картозия, генеральный директор и продюсер телеканала «Пятница»; Георгий Соловьев, основатель Skyeng; Михаил Гельфанд, биоинформатик; Леонид Гольдорт, основатель СДЭК; комик Сергей Орлов и многие другие сильнейшие предприниматели, медийные личности и ученые.

Послушать полную версию выпуска можно здесь: Дзен