Исторические события почти всегда развиваются по определенным канонам, и "эвакуация" из Сингапура в этом отношении отнюдь не исключение. Поскольку страница сия зело трагична, наверное стоит давать ее... дозировано. Потому, прошу прощения за то, что забегаю чуть вперед, и... (Будем считать это эти истории никак не связаны).
Мы зацепили биографию командира 12-й индийской пехотной бригады бригадира Арчибальда Чарльза Мелвилла Пэриса. Кое-кто называет его генерал-майором, но генерал-майор - это его отец сэр Арчибальд Пэрис, потерявший ногу в первую мировую.
Чудно, но несмотря на то, что британо-индийско-австралийские части продолжали сражаться, очень многие офицеры очень многие старшие офицеры очень своевременно "эвакуировались" из Сингапура.
В общем-то, бригадир А.Пэрис уже считал, что он "эвакуировался", потому, как он сумел добраться на порта Паданг в Индонезии (как добрался, об этом история умалчивает). 1 марта 1942 года (через две недели после падения Сингапура), пароход "Rooseboom" голландской компании Koninklijke Paketvaart-Maatschappij, "зафрахтованный" (за бесплатно) английскими военными вышел в рейс Паданг (Индонезия) -Коломбо (Цейлон). На борту относительно небольшого судна (70х11х3,2 м) 511 человек (то есть судно было до предела перегружено). Большинство пассажиров - офицеры и персонал Индийского корпуса, эвакуированные из Сингапура.
В 1950 году слушалось дело о наследстве майора Ангуса Мак Дональда. Свидетелем выступал капрал батальона горцев Аргила и Сазерленда (Argyll and Sutherland Highlanders) Уолтера Гарднера Гибсона (Walter Gardiner Gibson). Прочитав книгу "Уцелевший" я попытался найти дело "Макдональд против Макдональдов" (была когда-то такая возможность). Дело такое есть, датировано и зарегистрировано оно 1949 годом, но показания Гибсона дочитать я не не смог. (Трэш! В книге все очень... сглажено). В общем, он подтвердил гибель майора.
Вскоре после выхода, в 11.35 "Rooseboom" был торпедирован японской подводной лодкой I-59 под командованием Йошиматсу Томори. Судно затонуло в точке с координатами 00°15′N 086°50′E. Голландское грузовое судно Palopo подобрало двоих выживших девять дней спустя. До конца Второй мировой войны предполагалось, что они были единственными выжившими, но, как оказалось, нет.
На борту судна находилось шесть шлюпок, но спущена была всего одна. Капитан судна, отбивая атаки "желающих" с помощью команды спустил шлюпку, но в последний момент в шлюпку "прорвались" военные. В их числе в показаниях Гибсона упомянуты:
-бригадный, тот генерал Арчибальд Пэрис (командир 12-й индийской бригады)
-полковник Ричард Луис Мортимер Розенберг (Королевский корпус связи, командование Малайи)
-Реджинальд Льюис Нанн, (директор общественных работ, Сингапур, бывший майор королевских инженеров)
-подполковник Джон Пелхэм Акворт ( из 11-й индийской пехотной дивизии)
-подполковник Уильям Эбботт Гейл Дуглас (артиллерийский корпус индийской армии, бывший начарт 11-й индийской пехотной дивизии)
-подполковник Огастес Гарри Айвз ( Артиллерийский корпус Королевской армии, командование Малайи)
-подполковник Джордж Арчдейл Палмер (Королевские инженеры штаб Малайского командования)
-подполковник Гордон Кэлтроп Торн (командир батальона)
-подполковник Джеффри Харли Дуглас Вулкомб (командир 2-го батальона гуркхских стрелков короля Эдуарда VII)
-майор Ноэль Ховард Уайатт Корри (королевские инженеры)
-майор Ричард Клинтон Уилкинсон Дент (2 батальон 12–го полка пограничных войск, 8-я индийская пехотная бригада)
И, тот самый майор Чарльз Ангус Мортон Макдональд (зам. командира батальона горцев Аргайлла и Сазерленда), чье дело о наследстве слушалось (и чью смерть нужно было подтвердить).
Суммарно, в шлюпке с 12 парами весел (рассчитанной на 28 человек) оказалось 82 человека, и еще пятьдесят человек цеплялось за шлюпку. Около 20 человек сумели соорудить плот из обломков палубы , и привязать его к шлюпке. В их числе были капитан Майкл Блэквуд, капитан Бун и еще 12 офицеров, которых Гибсон не знал.
Через три дня плот развалился, но капитан приказал команде отбивать тонувших баграми и веслами. Потом капитана убил один из механиков, потом власть на шлюпке взяли военные, наведя порядок, но продолжался он недолго. Образовалась банда из 5 военных (в оригинале указано, что молодых офицеров, но в книге они стали "солдатами"), которые ночью сбрасывали за борт "лишних". Потом эту банду, огородившуюся от остальных в носовой части шлюпки саму выбросили за борт. Потом люди начали пить забортную воду и сходить с ума.
"Поймав" галлюцинации выпрыгнул за борт и бригадный генерал А. Перис. Выжили только те, кто пытался ловить рыбу и высасывать из нее влагу. Когда на 26-й день шлюпку вынесло к Сипоре, острову у берегов Суматры (всего в 160 км) от Паданга, откуда судно ушло в свой последний рейс, на борту оставалось всего 5 человек: трое яванцев из палубной команды, капрал Гибсон и китаянка Дорис Лин. При попытке причалить к берегу один из ослабевших яванцев утонул, но остальным удалось выбраться на берег. После этого моряки ушли. Дорис и Уолтера выходили местные жители, но...
Через месяц они были схвачены японским патрулем. Дорис была расстреляна, а Гибсон попал в лагерь военнопленных. До Родины он добрался только в 1948 году...
Я свое изложение тоже очень сильно... сгладил опустив очень многие "детали" (было много чего, люди часто хотят выжить за чет кого-то, например, у маори, когда-то это было в порядке вещей), но...
Сравнивая ситуацию с другим случаем, о котором я когда-то писал (здесь), отлично понимаешь, что люди... они все очень разные.