Предлагаем вспомнить самые известные оперы, написанные на сюжеты великого поэта!
Чайковский, «Евгений Онегин»
Созданию оперы предшествовали длительные поиски оперного сюжета. Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».
Триумфальный успех пришёл к опере не сразу. Отклики на спектакль в прессе были противоречивы, коллеги заявляли, что музыка однообразна и скучна. Тем не менее, публика была очарована этой выразительной интерпретацией пушкинского «романа в стихах».
Мусоргский, «Борис Годунов»
«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить ее в опере», – писал Мусоргский. Работа над оперой на сюжет исторической трагедии Пушкина протекала с огромным творческим подъемом, но премьера состоялась не сразу.
Дирекция императорских театров не приняла новаторское произведение даже после того как композитор внес в него ряд изменений. «Ходили слухи, что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре», – писал по этому поводу Николай Римский-Корсаков. Опера была поставлена благодаря поддержке артистов, в частности певицы Платоновой, избравшей ее для своего бенефиса.
Глинка, «Руслан и Людмила»
«На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», – рассказывал Глинка.
В текст оперы вошли только фрагменты поэмы, Глинка и его либреттисты практически переписали историю заново и внесли ряд изменений в состав действующих лиц.
Даргомыжский, «Каменный гость»
«Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены «Каменного гостя» так, как они есть, не изменяя ни одного слова», – рассказывал композитор о сочинении этой оперы. Уже в процессе создания произведение Даргомыжского вызвало живой интерес современников.
На музыкальных вечерах в доме композитора исполнялись и обсуждались только что написанные сцены, и обстановка заинтересованности способствовала работе над оперой. И все же закончить ее автору не удалось. После смерти Даргомыжского, в соответствии с его желанием, «Каменный гость» был дописан по авторским эскизам Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым.
Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане»
Опера-сказка была создана композитором к столетию со дня рождения Пушкина. По словам Римского-Корсакова, «Сказка о царе Салтане» стала одним из самых любимых его собственных сочинений. Он признавался в письмах к друзьям, что его одолевает гордость и восхищение от собственного творчества.
Композитор активно участвовал в процессе постановки оперы и даже настоял, чтобы роли белки и шмеля исполнили дети, а не механические куклы. Художником-постановщиком премьерного показа оперы выступил Михаил Врубель, а партию Царевны исполнила певица Надежда Забела, жена художника.