225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

Предлагаем вспомнить самые известные оперы, написанные на сюжеты великого поэта!
Чайковский, «Евгений Онегин»

Илья Ефимович Репин. «Евгений Онегин». Дуэль Онегина с Ленским
Илья Ефимович Репин. «Евгений Онегин». Дуэль Онегина с Ленским

Созданию оперы предшествовали длительные поиски оперного сюжета. Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».

Триумфальный успех пришёл к опере не сразу. Отклики на спектакль в прессе были противоречивы, коллеги заявляли, что музыка однообразна и скучна. Тем не менее, публика была очарована этой выразительной интерпретацией пушкинского «романа в стихах».

Мусоргский, «Борис Годунов»

Илья Ефимович Репин. Борис Годунов у Ивана Грозного
Илья Ефимович Репин. Борис Годунов у Ивана Грозного

«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить ее в опере», – писал Мусоргский. Работа над оперой на сюжет исторической трагедии Пушкина протекала с огромным творческим подъемом, но премьера состоялась не сразу.

Дирекция императорских театров не приняла новаторское произведение даже после того как композитор внес в него ряд изменений.
«Ходили слухи, что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре», – писал по этому поводу Николай Римский-Корсаков. Опера была поставлена благодаря поддержке артистов, в частности певицы Платоновой, избравшей ее для своего бенефиса.

Глинка, «Руслан и Людмила»

Иван Николаевич Крамской. Руслан и Голова. Иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила»
Иван Николаевич Крамской. Руслан и Голова. Иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила»

«На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», – рассказывал Глинка.

В текст оперы вошли только фрагменты поэмы, Глинка и его либреттисты практически переписали историю заново и внесли ряд изменений в состав действующих лиц.

Даргомыжский, «Каменный гость»

Илья Ефимович Репин. Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина "Каменный гость"
Илья Ефимович Репин. Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина "Каменный гость"

«Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены «Каменного гостя» так, как они есть, не изменяя ни одного слова», – рассказывал композитор о сочинении этой оперы. Уже в процессе создания произведение Даргомыжского вызвало живой интерес современников.

На музыкальных вечерах в доме композитора исполнялись и обсуждались только что написанные сцены, и обстановка заинтересованности способствовала работе над оперой. И все же закончить ее автору не удалось. После смерти Даргомыжского, в соответствии с его желанием, «Каменный гость» был дописан по авторским эскизам Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым.

Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане»

Михаил Александрович Врубель. «Царевна-Лебедь»
Михаил Александрович Врубель. «Царевна-Лебедь»

Опера-сказка была создана композитором к столетию со дня рождения Пушкина. По словам Римского-Корсакова, «Сказка о царе Салтане» стала одним из самых любимых его собственных сочинений. Он признавался в письмах к друзьям, что его одолевает гордость и восхищение от собственного творчества.

Композитор активно участвовал в процессе постановки оперы и даже настоял, чтобы роли белки и шмеля исполнили дети, а не механические куклы. Художником-постановщиком премьерного показа оперы выступил Михаил Врубель, а партию Царевны исполнила певица Надежда Забела, жена художника.