Найти тему
Петля времени

Как рекламная кампания свергла правительство страны

Оглавление

Компания United Fruit Company, которая сегодня называется Chiquita Brands International (мы все ее знаем по бананам с характерной наклейкой), наняла Эдварда Бернейса в начале 1940-х годов с целью продвижения продаж бананов в США. *Эдвард Бернейс — племянник Зигмунда Фрейда, психолог, журналист и отец современного маркетинга и пиара.

Эдвард Бернейс + Бананы = Переворот в Гватемале
Эдвард Бернейс + Бананы = Переворот в Гватемале

Для увеличения продаж Бернейс привлекал врачей, которые рассказывали о том, что бананы полезны для здоровья. Он также обеспечивал как будто случайные фотографии знаменитостей с бананами в руках.

Кроме того Бернейс уверил руководство United Fruit Company, что для лучших продаж нужно создать позитивный образ страны-производителя бананов. Для этой цели он основал нечто вроде информационного агентства под названием Middle America Information Bureau, которое предоставляло информацию о Гватемале журналистам и ученым.

К 1950 году годовая прибыль United Fruit Company составляла 65 млн долларов США. Это в два раза превышало государственные доходы Гватемалы. Компания была крупнейшим землевладельцем в стране и практически полностью владела Пуэрто-Барриосом — единственным портом Гватемалы на Атлантическом океане. Это позволяло компании получать прибыль от товарооборота через порт.

При Хорхе Убико-и-Кастаньеда дела у United Fruit Company в Гватемале шли прекрасно.

Хорхе Убико-и-Кастаньеда
Хорхе Убико-и-Кастаньеда

Но в 1944 году из-за накопившегося недовольства в стране случилась революция. Убико-и-Кастаньеда был вынужден бежать из страны. Вместо него на демократических выборах был избран Хуан Аревало.

-3

Его избрание стало первым случаем, когда в Центральной Америке президент был избран на честных выборах, а не после переворота или еще каким-нибудь не слишком демократическим путем.

Аревало начал проводить в Гватемале прогрессивные реформы. Причем не социалистические, как было принято в Латинской Америке, а в духе капитализма. В 1951 году он ушел с поста президента. Его место занял выбранный на демократических выборах Хакобо Арбенс Гусман.

-4

Он продолжил реформы своего предшественника. Хакобо особенно активно занялся освобождением Гватемалы от чрезмерного влияния США, которые контролировали различные отрасли экономики страны, прежде всего через крупные компании вроде United Fruit Company, а заодно нещадно эксплуатировали местное население.

-5

Правительство Арбенса, как и Аревало, небезосновательно считало United Fruit Company препятствием для прогресса страны. Это впечатление усиливалось дискриминационной политикой компании в отношении коренного населения.

Так как United Fruit Company была гигантской компанией, реформы Аревало затронули ее сильнее других крупных компаний в стране. Проблемы компании усугубились после того, как правительство Арбенса, руководствуясь новопринятым декретом, начало национализировать земли, принадлежащие United Fruit Company, большая часть которых никак не использовалась.

-6

Из-за растущего напряжения компания закрыла Middle America Information Bureau. Но Бернейс остался работать в компании. По слухам его ежегодный гонорар в нынешнем эквиваленте составлял около 1,23 млн долларов США. United Fruit Company поручила ему что-то сделать со сложившейся ситуацией. И Бернейс сделал.

Как обычно Бернейс работал с размахом

Он не стал продвигать идею, как обижают гигантскую и богатейшую компанию, которая много лет получала с нищей Гватемалы сверхдоходы. Вместо этого Бернейс развернул кампанию по осуждению экспроприации земель. (*Экспроприация — процесс принудительного и официального изъятия имущества частных собственников государством или организацией).

Сначала он заручился поддержкой ученых. Бернейс заказал аналитический отчет у фирмы, известной своей враждебностью к социальным реформам. Отчет на 235 страниц был крайне критичен к правительству Гватемалы. Позже историки писали, что он был полон преувеличений, клеветнических описаний и странных исторических теорий. Но тем не менее этот отчет серьезно повлиял на членов американского конгресса, которые его читали.

Отчет читали не только в конгрессе, но и в редакциях всевозможных американских СМИ. Разумеется, Бернейс позаботился о том, чтобы отчет к ним попал. Такие известные газеты, как The New York Times, The New York Herald Tribune, Time, Newsweek и Atlantic вышли со статьями, описывающими угрозу коммунизма в Гватемале.

Каждую неделю Бернейс публиковал отчет о Гватемале и отправлял его 250 журналистам. Многие из них использовали этот бюллетень как источник информации.

В январе 1952 года Бернейс привез группу журналистов из различных известных газет на экскурсию по Гватемале. Экскурсия спонсировалась United Fruit Company. Этот метод оказался очень эффективным и дал много новых статей с критикой «коммунистического» правительства Гватемалы. Так что Бернейс свозил представителей американской прессы на экскурсии за счет United Fruit Company еще четыре раза.

В целом компания потратила более полумиллиона американских долларов, чтобы убедить законодателей и американскую публику в необходимости свержения правительства Гватемалы, которая несет коммунистическую угрозу.

В июне 1954 года ЦРУ осуществило государственный переворот под кодовым названием операция PBSUCCESS.

-7

Во время самого переворота Бернейс был основным поставщиком информации для международных новостных агентств. Под натиском войск Арбенс подал в отставку, передав свои полномочия командующему вооруженными силами страны Энрике Диос. Но его вскоре свергли проамериканско настроенные военные. И после этого президентом стал полковник Кастильо Армас, установивший в стране военную диктатуру.

-8

Виноват ли только Бернейс?

Пиар-кампания Бернейса была не единственным источником информации, побудившим ЦРУ организовать и провести переворот.

Например, брат Аллена Даллеса, Джон Фостер Даллес, до того как стать госсекретарем США, представлял интересы United Fruit Company как юрист. А бывший CEO United Fruit Company Томас Дадли Кэбот занимал пост директора по вопросам международной безопасности в госдепартаменте США. Его брат, Джон Мур Кэбот, был секретарем по вопросам межамериканских отношений в течение большей части планирования переворота в 1953-1954 годах.

Так что интересов тут было много. Но влияние кампании Бернейса особенно на общественное мнение и демократическую оппозицию признают все историки. И не только историки.

Главный поклонник Бернейса

Мощь описанного Бернейсом подхода, что для успешного продвижения чего-либо нужно воздействовать на восприятие людей так, чтобы они сами захотели этот товар, идею или концепцию, ценили многие люди, успешно занимавшиеся пропагандой.

-9

Например, Йозеф Геббельс, который использовал идеи, изложенные в книге еврея Бернейса «Кристаллизация общественного мнения», для разработки антисемитской нацистской кампании в 1930-х.

В своей автобиографии Бернейс писал:

«Это потрясло меня. Но я осознавал, что любое человеческое действие может быть направлено на благо общества или же искажено в антиобщественных целях»

Бернейса трудно назвать законченным злодеем

Он никогда не скрывал, чем занимается. Он подробно описывал используемые приемы в своих книгах. До тех пор, пока за работу ему хорошо платили (а ему платили очень хорошо), он не был щепетилен в выборе клиентов.

При этом Бернейс бесплатно организовывал благотворительные и общественные кампании. Например, для сбора денег в пользу Национального общества рассеянного склероза, Еврейского общества психического здоровья, Нью-Йоркской больницы для женщин и детей и многих других.

Возможно он делал это из лучших побуждений. Возможно — чтобы повысить свою известность, а, значит, и ценник для коммерческих заказчиков. Но скорее всего он руководствовался обоими этими соображениями.

Бернейс был гением рекламы и пропаганды, придумал множество эффективных приемов и описал многие свои практики в книгах. Но он не был первым, кто планомерно пытался манипулировать настроениями и убеждениями людей в обществе в угоду тем или иным целям.

В начале своей карьеры Бернейс получил приглашение поработать В организации, которая тоже массово влияла на умы. Это случилось в 1917 году, когда США вступили в Первую мировую войну. Но это обсудим в следующей статье. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!