Найти тему
Солнце светит всем

Железнодорожные впечатления. Тула, военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд № 13 "Тульский рабочий"

Возвращаясь в мае в Петербург на поезде, у нас была довольно длительная остановка в Туле. А так как сидеть и лежать уже порядком надоело, решили пройтись по перрону, посмотреть, что есть интересного.

И тут оказалось ого как интересно. Прямо напротив нашего поезда находился военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд № 13 "Тульский рабочий".

-2

Все пассажиры, прибывающие и отправляющиеся с Московского вокзала города Тулы, могут не только увидеть бронепоезд №13, но и рассмотреть его внутри, оценив оснащение подобной техники времен Великой Отечественной войны.

Если же вы приезжаете в Тулу не на железнодорожном транспорте, а иначе, тогда отправляйтесь на территорию Московского вокзала (ул. Путейская, 4) и кроме бронепоезда увидите Базу дивизиона, которая также размещена на железнодорожных путях вокзала.

-3

Кассы находятся у памятника защитникам Тулы в годы Великой отечественной войны 1941-1945 года.

-4

Посетить музей можно только с экскурсией, самостоятельно в бронепоезд попасть не получится.

Мы к сожалению внутрь не попали, по времени не получилось, расскажу, что увидели снаружи.

Во время Великой Отечественной войны самоотверженность защитников Тулы сыграла большое значение, наступление фашистов на Москву с юга было остановлено, а затем отброшено. За этот подвиг Туле в 1976 году было присвоено звание "Город-Герой".

-6

Бронепоезд N13 - один из образцов советских бронепоездов первых месяцев войны. Крепость на колесах была построена в кратчайшие сроки с сентября по октябрь 1941 года рабочими Тульского завода железнодорожного машиностроения.

-7

Бронепоезд создавался не военными, это была инициатива самих железнодорожников. Людей, сведущих в строительстве бронепоездов, для его постройки не хватало, не было и чертежей. Командированный в Москву инженер привёз необходимые документы. В цехах Тульского паровозного депо началось сооружение бронепоезда. Брони для обшивки состава тоже не было. В городе потомственных оружейников разработали уникальный способ: между двумя листами металла заливали бетон толщиной 150 мм, так были бронированы вагоны.

Впереди и сзади бронепоезда на бронеплощадках устанавливались зенитно-артиллерийские орудия, чтобы вести огонь по авиации неприятеля. А затем присоединялись по 2-3 пустые контрольные площадки для контроля пути от подрыва на минах.

Боевой путь «Тульского рабочего» длился с октября 1941 по май 1942. Бронепоезд №13 закончил боевой путь в Тамбовской области. После мощной бомбардировки вражеской авиацией бронепоезд в строй больше не вернулся.

Вторую жизнь бронепоезд получил уже в наши дни и опять инициаторами выступили железнодорожники. Экспозиция Бронепоезд №13 Тульский рабочий была открыта к 70-летию победы в Великой Отечественной войне, 8 мая 2015 года.

Вагон-штаб
Вагон-штаб

В состав военно-мемориального комплекса входят реконструированный бронепоезд (бронепаровоз, бронеплощадки, контрольные платформы) и база дивизиона. База дивизиона состоит из вагона-клуба, вагона-пекарни и штабного вагона.

Вагон-пекарня (на фото ниже) - жд вагон переоборудованный под нужды выпечки хлеба для экипажа бронепоезда. Весь производственный процесс был сосредоточен в небольшом пространстве одного вагона: здесь перемалывали зерно, замешивали тесто, делили его, формовали и выпекали солдатский хлеб. Кроме вагона-пекарни существовал вагон-кухня, где готовилась другая еда для военнослужащих.

-11

Прогулялись, рассмотрели бронепоезд. Спасибо тульским железнодорожникам🧡🚂