В последние годы в России все чаще звучат требования об отмене ЕГЭ – единого государственного экзамена. Разговоры о его недостатках и вреде для образовательной системы становятся все более актуальными.
В ГД РФ в ближайшее время группой депутатов от КПРФ и "Справедливой России" будет внесён законопроект о полной отмене ЕГЭ в РФ и замене его на Государственный экзамен. Если он будет принят до конца текущего года, то вступит в действие с 01.01.2025 г. Это весьма радикальный подход к реформе системы образования в РФ.
Почему же возникает такое недовольство и стоит ли действительно полностью отменять ЕГЭ?
Во-первых, многие сторонники отмены ЕГЭ считают, что данный экзамен несправедливо оценивает знания школьников. Часто случается, что ученик, успешно сдавший все уроки за год, проваливает ЕГЭ из-за стресса или недостатка успеваемости в отдельных предметах. Таким образом, вся его усердная работа за год становится бесполезной.
Во-вторых, многие эксперты считают, что ЕГЭ приводит к деформации психики у детей, стимулирует простое заучивание верных ответов и мешает развитию творческого(эвристического) мышления у школьников.
В третьих, нынешняя форма ЕГЭ приводит к коммерциализации образования. Частные репетиторы и учебные центры предлагают свои услуги за большие деньги, чтобы помочь ученикам успешно сдать экзамены. Таким образом, образование становится доступным только для тех, кто может себе это позволить, что приводит к социальному неравенству. В Китае в 2021 году это стало одной из причин было ПОЛНОГО запрета репетиторства в начальных классах. Ещё одна причина - огромная конкуренция на их рынке труда и рост количества психических отклонений у школьников, связанный с борьбой за место под солнцем.
Однако стоит помнить, что на нашем рынке труда диаметрально противоположные тенденции и слепо копировать опыт этой страны нецелесообразно. ЕГЭ был введен с целью обеспечить прозрачность и объективность при поступлении в вузы. Он позволяет ученикам из разных регионов страны сравнять свои шансы на поступление. Без ЕГЭ можно было бы столкнуться с ситуацией, когда вузы принимают только местных выпускников школ, что уменьшило бы шансы на получение качественного образования для тех, кто живет в отдаленных районах.
Таким образом, отменять ЕГЭ полностью, возможно, не стоит. Вместо этого можно работать над его улучшением и совершенствованием. Например, можно внести изменения в структуру экзамена, уменьшить его вес в общем рейтинге поступления, а также разработать систему подготовки к нему, чтобы ученики могли успешно сдать экзамен без дополнительной помощи.
В сухом остатке имеем: отмена ЕГЭ может привести к крайне негативным последствиям, поэтому важно обсуждать необходимость его улучшения и совершенствования, чтобы он мог действительно отражать уровень знаний учеников и обеспечить равные возможности для всех при поступлении в вузы и дальнейшем карьерном росте.