Найти тему
Русый

Немного про ЕГЭ

Страсти вокруг ЕГЭ не утихают.

Появилась новость, что на рассмотрение в Государственную Думу РФ будет внесён законопроект об отмене ЕГЭ и замене его на традиционный государственный экзамен. Данная инициатива, что характерно, с разной периодичностью появляется практически каждый год. Вопрос этот действительно очень важный, так как напрямую касается каждого учащегося: ведь от результатов экзаменов во многом зависит путь дальнейшего обучения, поступление в конкретный вуз, да и в целом экзамен является той самой "одёжкой, по которой встречают", если вспомнить знаменитую пословицу.

Интересно почитать выдержки из предложенной инициативы и заявления некоторых депутатов по данному предложению:

Последние события вокруг ЕГЭ — от публичных скандалов до откровенных трагедий — просто обязывают еще раз предметно вернуться к вопросу отмены Единого госэкзамена в пользу прежнего, традиционного формата государственной итоговой аттестации школьников. Уж слишком много наломано дров и истерзано душ - заявил депутат Ярослав Нилов.

Читаем дальше:

В пояснительном документе к законопроекту также сказано, что из-за ЕГЭ с каждым годом наблюдается увеличение количества суицидов среди подростков. Кроме того, проведение ЕГЭ требует значительных расходов от государства. Со ссылкой на экспертов авторы инициативы отмечают, что расходы родителей в результате ЕГЭ переместились на рынок репетиторов, а коррупционная составляющая — из сферы приемных комиссий в сферу олимпиад.
По сути, происходит эксперимент над учащимися и школами, что является недопустимым. Формат ЕГЭ, требуя от школьников ответов на тестовые вопросы, учит детей только "проставлять галочки в клеточках". На ЕГЭ работает память школьника, а не его мышление. В то же время экзамен должен быть основан на применении аналитических знаний и логических рассуждений, а не на простой постановке формул или слов. Таким образом, по факту ЕГЭ привел к кризису, поскольку качество образования ухудшилось, а сфера коррупции сместилась на уровень олимпиад.

И в заключении:

Формат ЕГЭ не позволяет раскрыть творческий потенциал школьников, из-за отсутствия личного контакта школьника с преподавателем происходит обезличивание абитуриента. Обучение в школе теперь подчинено одной задаче — сдать ЕГЭ, что превратилось в натаскивание на овладение навыком решения экзаменационных заданий, а не освоения учебной программы, - заявила Яна Лантратова.

Приведённые выше доводы совершенно верные и приводятся каждый раз, когда речь заходит о ЕГЭ и попытках его отменить и заменить. Но вот парадокс: об этих проблемах давным-давно все знают, о них неустанно говорили, говорят и будут говорить; более того, предсказывали ещё на стадии внедрения ЕГЭ в образовательный процесс - но воз и ныне там. ЕГЭ остаётся живее всех живых. И судя по тому, что нынешний законопроект внесён депутатами только от ЛДПР, КПРФ и Справедливой России, то шансов на его принятие призрачно мало, и Единая Россия инициативу "успешно" завернёт. Хотя, учитывая модный нынче тренд на "противодействию Западу", может произойти что угодно, но верится с трудом.

Удивительная живучесть ЕГЭ по своей сути понятна - сама идея проведения такого экзамена была почерпнута нашей элитой из обожаемых ими западных стран. Тотальное западопоклонничество российских элит - болезнь старая, хорошо известная, и события перестройки с дальнейшим крахом СССР данный процесс распустили ещё сильнее. Западопоклонничество выражается в абсолютно уродливом, нелогичном и иррациональном копировании любых идей и механизмов из западных стран и попытках любой ценой внедрить их у нас. Бесспорно, развитые страны Европы и Америки достигли в своё время больших высот, и у них всегда было и есть чему поучиться. Но везде нужна мера, нужен здравый смысл - всегда нужно учитывать местные условия, особенности, а не брать всё готовое и насильно запихивать, ломая устоявшиеся местные структуры через колено.

Поэтому признать свою неправоту и свои ошибки, равно как и расписаться в своей слепой вере в западные инициативы, у нас наверху очень не хотят.

-2

Мой личный опыт.

Среднюю школу я окончил в конце нулевых годов, и под сдачу ЕГЭ уже попал. На тот момент учащиеся 9-х классов сдавали ещё традиционный экзамен, и мне было очень легко сравнивать две принципиально разные системы экзаменации. Скажу сразу - традиционная система мне всегда нравилась больше, хотя и в сторону ЕГЭ лично мне жаловаться нечего, потому что результаты по баллам у меня получились хорошие и на основании этих баллов (на тот момент это была сумма баллов по русскому языку и математике) я без проблем поступил в хороший вуз на хороший факультет, причём совершенно бесплатно. Но далеко не у всех моих одноклассников так удачно всё сложилось. Многие из умных и толковых ребят явно не добрали своих баллов, что очень сильно сказалось на дальнейшем выборе ВУЗа.

Какие явные недостатки организации и проведения ЕГЭ я тогда отметил?

  1. Практически всё последнее полугодие было посвящено предстоящей сдаче ЕГЭ. По сути, нам уже перестали преподавать какой-то новый материал, совершенствовать ранее полученные знания - всё было брошено на натаскивание к экзамену. Особо отмечу - именно на НАТАСКИВАНИЕ к экзамену, то есть изначально ключевая цель ставилась на результат и на средства к его достижению. Например, в случае незнания точного ответа на задание из категории А, можно было путём анализа четырёх предложенных вариантов выбрать наиболее правдоподобный. И винить учителей здесь никак нельзя - все всё понимали и желали, чтобы ученики набрали как можно больше баллов. То есть суть экзамена сводилась к циферкам, и ради этих циферок нас готовили соответствующим образом.
  2. Ответы на задания категорий А и В нужно было проставлять в бланк. Если ты вписываешь неверный ответ или вписываешь верный, но не туда (растерялся, недосмотрел и т.п.), то тебе ставится 0 баллов и все твои усилия идут в помойное ведро. И здесь на самом деле кроется один из главных изъянов ЕГЭ, он заключается в том, что оценкой знаний ученика является ПРАВИЛЬНОСТЬ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА и только это. То есть все размышления, все действия по решению задания не стоят ВООБЩЕ НИЧЕГО, если ответ неверный. Но данный подход, по моему скромному мнению, совершенно неприемлем, если речь идёт о проверке знаний ученика! Ведь это же классический случай: ученик решает задание, применяет правильные формулы и правильную логику решения, но на каком-то из этапов совершает ошибку (часто даже в простых арифметических расчётах) и получает неправильный ответ. Что сделает в данном случае учитель, принимающий экзамен у такого ученика? Пятёрку он конечно не поставит, но в зависимости от тяжести ошибки может поставить даже четыре. Уж на крайний случай трояк ученик всяко заработает и экзамен сдаст. Что делает в данном случае компьютер? Правильно, ставит два и до свидания. О какой оценке знаний мы тогда говорим?
  3. Всё что связано с подготовкой и особенно со сдачей ЕГЭ, окутано тяжелейшей пеленой нервозности и стресса. Есть очевидный и давно известный факт, что успешность любого действия человека напрямую зависит от его физического и психологического состояния. Один и тот же человек может сделать одну и ту же работу совершенно по-разному в условиях спокойствия и в условиях стресса. Казалось бы, исходя из данного простого умозаключения, нужно было бы организовать ученикам максимально спокойную и рабочую атмосферу, чтобы они могли по дать наилучший результат. Но нет! Процесс подготовки и особенно сдачи ЕГЭ был под постоянным давлением каких-то страшилок. Если увидят шпаргалку - сразу за дверь! Если увидят телефон - сразу за дверь! Если вписал ответ не туда - сразу 0 баллов! Если неправильно прикрепил свои листы - они сразу потеряются и будут признаны недействительными! Ну и о какой спокойной работе может идти речь, о какой полноценной проверке знаний? Причём эта атмосфера нервозности и стресса настолько сильно действовала, что на взводе были все - и ученики, и учителя, и проверяющие. Я прекрасно помню свою первую сдачу ЕГЭ: нам раздали для заполнения бланки и какая-то тётенька начала грозно предупреждать, что если мы напишем там хотя бы ОДНУ буковку в своих имени-фамилии-отчестве не по образцу (а там нужно было писать буквы чёрной гелевой ручкой в печатном варианте), то проверяющий компьютер АННУЛИРУЕТ наш бланк и автоматически оценка два. Ну я, слава Богу, более или менее устойчив к таким страшилкам, но вы бы видели девчонку впереди меня! У бедняжки полный ужас в глазах и настолько трясутся руки, что она даже ни одной буквы написать не может! ВЫ ЧТО ДЕЛАЕТЕ ИДИОТЫ? Я не знаю, может быть сейчас вся эта атмосфера стала спокойнее, всё-таки в конце нулевых годов ЕГЭ было ещё в новинку и к нему относились неадекватно пристально. Но видя новость про то, как недавно в Воронеже девочку заставили снять нижнее бельё (!) для проверки шпаргалок - понимаю, что наверно мало чего поменялось, стрессовый психоз как был, так и остался.

Сложно гадать, какая в итоге будет судьба у ЕГЭ: оставят его, в очередной раз попытаются переформатировать или полностью от него откажутся. Но то, что год от года страсти вокруг единого госэкзамена не утихают, говорит о многом. Кстати, во многом схожая история сложилась и в системе высшего образования, где ввели бакалавриат и магистратуру. На мой скромный рабоче-крестьянский взгляд - это чушь полнейшая и внедрение данной системы ничем иным объяснить нельзя, кроме как маниакальной любовью нашей управленческой элиты ко всему западному. Неужели наша традиционная система школьного и университетского образования была такой плохой? Так нет же, советское образование высоко котировалось за рубежом. Вот говорят, опять специалитет хотят вернуть (или вернули уже).

Везде, во всех государственных делах нужно ориентироваться на интересы народа, на его историю, на его традиции, на его культуру. И лихорадочные метания в системе образования яркое тому подтверждение.