...На которые бывают горазды талантливые писатели. А талантливые читатели знают об этом и под настроение хрустят мозгами, чтобы выяснить источник того или иного пассажа в книгах любимых авторов.
Скажем, современники Ильи Ильфа и Евгения Петрова видели в романах "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок" следы газетных публикаций и реалий, которые основательно подзабылись за минувшие годы. Сегодня описание авангардной постановки гоголевской "Женитьбы" в Театре Колумба вызывает разве что усмешку, а сто лет назад публика хохотала. Для читателей было очевидно, что речь о сценических экспериментах Мейерхольда в Театре РСФСР-1 и Эйзенштейна в Театре Пролеткульта. Для сравнения: Михаил Булгаков — газетный коллега и литературный конкурент Ильфа с Петровым — в повести "Рокковые яйца" язвил насчёт "покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского "Бориса Годунова", когда обрушились трапеции с голыми боярами".
В романе "Двенадцать стульев" описана встреча Остапа Бендера с Никифором Ляписом-Трубецким, который принёс в редакцию газеты свои стихи.
"Поэма носила длинное и грустное название:О хлебе, качестве продукции и о любимой". Поэма посвящалась загадочной Хине Члек".
Сегодня это просто смешно, а сто лет назад вызывало хохот, потому что читатели узнавали шарж на Владимира Маяковского. Он сочинял к своим стихам дубовые заголовки и неизменно посвящал написанное Лиле Брик.
В романе "Золотой телёнок" Остап Бендер расшатывал психику подпольного миллионера Корейко:
"В три часа ночи Александра Ивановича разбудили. Пришла телеграмма. Стуча зубами от утреннего холодка, миллионер разорвал бандероль и прочёл:Графиня изменившимся лицом бежит пруду". — Какая графиня? — ошалело прошептал Корейко, стоя босиком в коридоре. Но никто ему не ответил. Почтальон ушёл".
Великий Комбинатор отправил своей жертве текст телеграммы репортёра Николая Эфроса, писавшего репортажи из Ясной Поляны.Графиня изменившимся лицом бежит пруду" — так Эфрос описал попытку самоубийства Софьи Толстой после ухода Льва Толстого.
Ещё одна телеграмма, которую Корейко получил от Бендера, гласила:Грузите апельсины бочками". Это, как сейчас говорят,пасхалочка" — завуалированный привет авторов-одесситов своим землякам и всем понимающим. В 1894 году по указу императрицы Екатерины Второй в Одессе начали строить морской торговый порт. Следующий император Павел — противник многих проектов своей вероломной матери — остановил стройку. Но местные купцы уже имели планы на новый крупнейший порт юга России.Грузите апельсины бочками!" — призвали они всех заинтересованных, скинулись и отправили в Петербург огромный обоз. Павел был так доволен, что велел возобновить строительство.
Всё это не имеет прямого отношения к литературе, но делает чтение ещё более интересным. Неспроста Самуил Маршак говорил, что талантливому писателю нужен талантливый читатель.