В сети появился последний на данный момент фильм сценариста и режиссёра Алекса Гарленда, снявшего "Из машины", "Аннигиляцию" и сериал "Программисты", а также написавшего "Пляж", "28 дней спустя" и Пекло" для Дэнни Бойла - фантастическая драма "Падение империи" (в оригинале вообще-то "Гражданская война", но наши прокатчики почему-то упорно то ли игнорируют, то ли боятся это словосочетание и заменяют уже не в первом релизе).
История представляет собой типичное роуд-муви про четырёх журналистов - матёрая Ли в исполнении Кирстен "Мэри Джейн" Данст, её напарник Джоэл (Вагнер Моура), молодая и необстреленная Джесси (восходящая звёздочка Кейли Спени, которую мы ещё увидим в предстоящем новом "Чужом") и престарелый Сэмми (Стивен Маккинли Хендерсон), - которые решили съездить в Вашингтон, на данный момент самое раздираемое той самой гражданской войной место в Штатах и взять последнее интервью у президента, прежде чем его убьют. По пути они попадают в разные напряжённые ситуации, связанные с ужасами войны, и пытаются из них выбраться с минимальными потерями.
Самая большая проблема этого фильма - то, что нам фактически не объясняют, почему началась эта междоусобица. Нет, режиссёр как бы мимоходом вкидывает нам, зрителям, что, мол, из-за того, что президент (надо же такому случиться!) остался на третий срок. Ну, типа серьёзно? Не миграционный вопрос, из-за которого, кстати говоря, не так давно возбухнул Техас, и ситуация грозила перерости в нечто похожее, что нам показали; не расово-культурные противоречия, раздирающие страну; не экономические проблемы, продолжающиеся уже довольно долго - а именно то, что главный человек в стране решил чуть подзадержаться на своём месте (по крайней мере, судя по объяснениям в фильме). Этим уже сейчас никого не удивишь. Поэтому, моменты, когда кто-то в кого-то без объяснения стреляет, это смотрится напряжённо, да, но без бэкграунда - не так эмоционально вовлекающе, как могло бы быть. Мы видели нечто похожее во многих других военных фильмах, да даже сами играли в небезызвестную трилогию Call of Duty: Modern Warfare, например, со схожим вводными - война в современных условиях.
Тем не менее, Гарленд грамотно нагоняет саспенса там, где надо и периодически даёт передышки героям и зрителям - вроде эпизода с Джесси Племонсом в розовых очках, который, кстати, в реальности муж Данст, и подобный факт нет-нет да и выбивал из атмосферы нависшей угрозы, осознавая, что это вообще-то близкие друг другу люди.
Стоит отметить, что в фильме почти нет экшена - да, моментами случаются перестрелки, но самый смак оставили на последние полчаса, где начинается настоящий штурм Белого дома (привет, Джерадж Батлер). И тут снова появляется вопрос: неужто с убийством президента гражданская война закончится? Явно же нет. Её последствия будут ещё долго аукаться по всей стране.
Если с политической мотивацией есть вопросы, то с мотивацией у персонажей почти всё в порядке. Самый заметный рост получает героиня Спени Джесси - из настойчивой, но ещё не, что называется, нюхавшей пороху девчонки она превращается в хладнокровную журналистку, готовую на всё ради удачного кадра. Персонаж Данст же наоборот, из кажущейся "железной леди", видевшей всякое дерьмо, оттаивает и более эмоционально реагирует на происходящие вокруг ужасы. Про двух других героев особо ничего не могу сказать, потому что они просто нормальные персонажи, без изюминок и какого-то личностного роста или изменений, но не раздражают. Второстепенных персонажей не так много и становится ещё меньше по прошествии времени, разве что выделяется, опять-таки, пугающе спокойный Джесси Племонс, без зазрения совести расстреливающий безоружных.
Технически фильм сделан достойно, тем более за свой небольшой бюджет. Картинка приятная, некоторые планы захватывают дух (хотя, опять же, мы уже видели подобные моменты в других лентах), но главное здесь - звук. Прав был Дени Вильнёв, говоря, что подобное "Падении империи" кино создаётся исключительно для кинотеатров. Даже в наушниках отлично чувствовался переход со звука в тишину в особо эмоциональных моментах (или после взрывов, например), а также смачные выстрелы, конечно, не как в условной "Схватке" Майкла Манна, где была эталонная перестрелка, но тоже очень хорошо - на большом экране это наверняка бы здорово смотрелось.
В общем, "Падение империи" - это спорное кино о наболевших проблемах в одной из самых могущественных стран мира. Можно сказать, что это фильм-предупреждение, в первую очередь самим американцам. При этом, к сожалению, он сильно перекликается с многочисленными военными конфликтами, идущими в настоящее время. Однако после себя он оставляет множество вопросов, которые я обозначил выше, и для кого-то это будет основным моментом, чтобы занизить оценку, и я не смогу не согласиться с этим.
Вместе с тем, это неторопливый, напряжённый и местами зрелищный фильм, который заставит задуматься о многом. Когда кино получается как минимум дискуссионным, это уже говорит в его пользу, как я считаю. Смотреть этот фильм или нет - решать вам, но главное учтите - это не развлекательный боевик на вечер, его не посмотришь на фоне, и приятных эмоций после просмотра он не оставит. Но подобное антивоенное кино (а оно именно такое), даже со своими недостатками, нужно нам сейчас как никогда. Peace.