Найти тему
68,6K подписчиков

"Гениальные дизайнерские решения" из СССР или как развивался советский дизайн и какие решения остались недооценены

11K прочитали

Обычно в современном мире российские дизайнеры и дизайнеры из стран бывшего СНГ крайне уничижительно отзываются про стандартный советский дизайн. При этом в виде основных ошибок критики неизменно указывают на большую «хрустальную люстру», вывешенную в тесном пространстве маленькой квартиры, массивный шкаф-стенку, куда можно спрятать больше, чем всё, а так же неизменный ковёр на стене или полу.

Но то, что указывается как вездесущая ошибка – только «усреднённый вариант» оформления интерьера, ибо советский стиль вообще глобально разделяется на три основных периода – 20-30-е годы, 50-60-е годы и эпатажный стиль 80-х. И в каждой эпохе можно высмотреть как свои «персональные» недостатки, так и весьма видные достоинства…

При этом в виде основных ошибок критики неизменно указывают на большую «хрустальную люстру», вывешенную в тесном пространстве маленькой квартиры...
При этом в виде основных ошибок критики неизменно указывают на большую «хрустальную люстру», вывешенную в тесном пространстве маленькой квартиры...

… Ну, или «необходимости», на худой конец.

Важно подчеркнуть, что в рамках данной статьи я буду раскрывать преимущественно интерьеры в которых жили самые обычные среднестатистические граждане Советского Союза. Понятно, что какой-нибудь «директор магазина» жил намного лучше своего соседа – обычного заводчанина. И заглядывать в квартиры таких «особенных» граждан СССР на постоянной основе не вижу большого смысла, ибо там, как говорят: «Каждый городил то, во что горазд».

Исключение сделаю только в том месте статьи, где речь пойдёт про «Сталинский ампир».

1. 20-е годы и отсутствие дизайна

В самом начале установления советской власти такое понятие как «дизайн помещения» вообще отсутствовало в обиходе. Объяснялось это просто – в города хлынула крестьянская беднота, которая на территории проживания оформляла внутреннее убранство из того, что удалось достать.

Объяснялось это просто – в города хлынула крестьянская беднота, которая на территории проживания оформляла внутреннее убранство из того, что удалось достать.
Объяснялось это просто – в города хлынула крестьянская беднота, которая на территории проживания оформляла внутреннее убранство из того, что удалось достать.

Общий стиль внутреннего убранства в этот сложный для страны период можно характеризовать как «абсолютная практичность». И немудрено, ибо в одной маленькой коммунальной комнате могла ютиться большая семья, а каждый предмет мебели нередко выполнял две-три дополнительные функции (к примеру, на столах и сундуках могли даже спать).

Если у хозяев был сундук, небольшой набор домашней утвари, шкаф или гардероб, стол, стулья и кровать для старших членов семьи – такая семья уже считалась более-менее зажиточной по «простым» меркам и не стремилась менять стиль или запасаться дополнительным имуществом. Более того, подавляющее большинство предметов мебели изготавливалось «под заказ», да с таким запасом прочности, что какой-нибудь стол мог пережить и бомбардировку.

2. 30-е годы и конструктивизм

Только в 30-е годы первые горожане более-менее задумались о дополнительном комфорте. Но в помещениях по-прежнему преобладают соображения функциональности и практичности, а мебель буквально разит своей дешевизной.

Только в 30-е годы первые горожане более-менее задумались о дополнительном комфорте.
Только в 30-е годы первые горожане более-менее задумались о дополнительном комфорте.

В крупных городах уже функционировали первые мебельные фабрики. Однако большинство предметов мебели всё ещё оставалось кустарного изготовления.

Такая всеобъемлющая популярность конструктивизма, опять же, проявилась ввиду того, что в этом стиле оформлялись дворцы культуры, кинотеатры и производственные здания. И все приёмы оформления неизменно стремились к самым простым формам – кругу, прямоугольнику и квадрату.

Так как населения в городах становилось всё больше, многие граждане СССР выбирали особый жизненный уклад – обитание в коммуне. Причём под коммуну нередко переделывались устаревшие цеха, что и предопределило появление высоких потолков и просторных «общих» пространств.

Однако большинство предметов мебели всё ещё оставалось кустарного изготовления.
Однако большинство предметов мебели всё ещё оставалось кустарного изготовления.

Об оформлении стен ещё не думали – красный кирпич и минимальная отделка в виде покраски.

3. 40-50-е годы – сталинский ампир

Сталинский ампир в некоторых источниках величается ещё «сталинским гротеском».

Все помещения, выстроенные и оформленные в этот период словно бы специально изготавливались с напускной роскошью. Конечно жить в сталинском ампире было прерогативой привилегированного класса. Но по-прежнему за старыми добрыми «сталинками» охотятся многие риелторы современности, так как трёхметровые и даже четырёхметровые потолки разительно отличаются от маленьких и «спрессованных» хрущёвок.

Но по-прежнему за старыми добрыми «сталинками» охотятся многие риелторы современности...
Но по-прежнему за старыми добрыми «сталинками» охотятся многие риелторы современности...

Тогда внутри помещений появились не только роскошные обои и те самые «хрустальные люстры», свисающие с высоких потолков, но и пилястры, и полуколонны, и молдинги, и многое другое, что раньше можно было увидеть только в домах каких-либо дворян.

На полу появляется паркет «ёлочка», который раньше был распространён только в дворянских усадьбах или «дорогих» квартирах Петербурга. Главная роскошь меблировки – объёмные кресла и большие кожаные диваны.

В 50-е годы в жилых помещениях начала появляться первая бытовая техника. К примеру, холодильники советского производства, проигрыватели пластинок и даже первые телевизоры с очень маленьким экраном. Обладать любой бытовой техникой являлось признаком большой зажиточности, а те же проигрыватели, а тем более радиолы, представляли собой категорию товаров «вечного дефицита».

К примеру, холодильники советского производства, проигрыватели пластинок и даже первые телевизоры с очень маленьким экраном.
К примеру, холодильники советского производства, проигрыватели пластинок и даже первые телевизоры с очень маленьким экраном.

Что интересно: в это время даже самые простые граждане Советского Союза начали стремиться хоть как-то украшать занимаемые помещения. Тогда и появились торшеры с макраме и абажуром, цветные лоскутные одеяла и вязаные коврики везде, где только можно.

4. 60-80-е годы – минимализм и модерн

После смерти Иосифа Виссарионовича Сталина новому государственному лидеру Никите Сергеевичу Хрущёву потребовалось очень массово показать расцвет всего и вся, на фоне «развенчанного культа личности» предыдущего Генерального Секретаря. Именно тогда по всей стране и началось массовое возведение «хрущёвок», которые по сей день занимают большую часть жилого фонда Российской Федерации.

Тогда профессия дизайнера интерьера и экстерьера была уже достаточно распространена. Именно поэтому специалисты и инженеры очень сильно поломали голову над тем, как вместить в 30-50 квадратов наибольшую функциональность и хоть как-то оформить коробочку изнутри.

Тогда и появились кухонные фартуки из голубой плитки, минимальная (до середины) отделка плиткой ванной комнаты и санузла (чаще всего помещения совмещались), а на полу, при особом везении, даже укладывался тот самый паркет «ёлочкой».
Тогда и появились кухонные фартуки из голубой плитки, минимальная (до середины) отделка плиткой ванной комнаты и санузла (чаще всего помещения совмещались), а на полу, при особом везении, даже укладывался тот самый паркет «ёлочкой».

Тогда и появились кухонные фартуки из голубой плитки, минимальная (до середины) отделка плиткой ванной комнаты и санузла (чаще всего помещения совмещались), а на полу, при особом везении, даже укладывался тот самый паркет «ёлочкой».

В стандартной квартире этого периода стены украшали дешёвые обои с цветочными мотивами. На стенах и полу по-прежнему присутствовали вездесущие ковры. В свою очередь практически вся мебель стала обладать способностью к трансформации, чтобы иметь двойную или тройную функциональность в условиях сжатого пространства. Тогда и появились знаменитые столы-книжки, которые раскладывались для «большого пиршества», а после его завершения занимали своё скромное место в углу.

Именно тогда на кухнях советских граждан «поселились» гарнитуры из ДВП, а на плите – качественные кастрюли с красными маками. Неотъемлемая часть любой гостиной – стенка, со стеклянными дверцами, за которыми чаще всего стоял «хрусталь» из которого можно было есть только по праздникам.

Тогда и появились знаменитые столы-книжки, которые раскладывались для «большого пиршества», а после его завершения занимали своё скромное место в углу.
Тогда и появились знаменитые столы-книжки, которые раскладывались для «большого пиршества», а после его завершения занимали своё скромное место в углу.

Небольших платяных шкафов вполне хватало, чтобы скрыть весь скромный гардероб отдельно взятой советской семьи. Но если места не хватало, то на помощь приходили неизменные антресоли или балконы и лоджии, возводимые повсеместно.

5. Присутствие советского дизайна в современных квартирах

Ещё долгое время набирающий эпатажности дизайн 80-х являлся основой всему. В том числе в 90-е годы, когда страна производила только минимум мебели и прочих материалов, пригодных для ремонта и была заинтересована только в выживании общества.

Именно поэтому, спустя более чем 30 лет после развала Советского Союза, многие предметы мебели по-прежнему можно обнаружить и в современных интерьерах. Объясняется это тремя факторами: «строили на века – выкинуть жалко», у хозяев нет денег, советские предметы мебели присутствуют в дизайне специально, ибо здесь живёт настоящий ценитель старины.

...советские дизайнеры нашли немало уникальных и недооценённых находок и решений, которые актуальны до сих пор.
...советские дизайнеры нашли немало уникальных и недооценённых находок и решений, которые актуальны до сих пор.

Как по мне – это и есть лучшее отражение того, что было заявлено в начале статьи – советские дизайнеры нашли немало уникальных и недооценённых находок и решений, которые актуальны до сих пор. Более того, в Сети без особого труда можно найти немало видеороликов, в которых опытные и неопытные мастера вполне себе успешно перекрашивают старую советскую мебель в светлые цвета и заменяют некоторые элементы. И ведь выходит так красиво и свежо, будто бы нет никакой «допотопности» и «крупногабаритности», из-за чего предметы мебели, которым 30, 40, а то и 50 лет не только обретают новую жизнь, но и своей функциональностью «утирают нос» многим современным дизайнерам.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Здесь только проверенная мной лично информация!