Я начал читать сценарий, чтобы сделать на него разбор.
В этой истории женщина-океанолог ныряет в море вместе с напарником. Затем, откуда ни возьмись, с визгом проплывает кит. Киту больно - у него на голове рыболовная сеть. Женщина пытается помочь киту, но каким-то образом оказывается у него в пасти, а затем и в желудке. Фильм о том, как женщина пытается выбраться из желудка кита, пока у неё не закончился кислород.
Не кажется ли вам это знакомым? Наверняка. В прошлом году я разбирал ТОЧНО ТАКУЮ ЖЕ ИСТОРИЮ из книги под названием Whalefall, по которой сейчас снимают фильм.
Причина, по которой я поднимаю этот вопрос, заключается в том, что я получаю дюжину электронных писем в год от сценаристов, в которых они сообщают, что кто-то украл их идею. Обычно из уже снятых фильмов. Они пишут: "Это была моя идея! Продюсер украл её!".
То, что вы показываете свою историю и предлагаете индустрии - это доказательство того, что никто не украл вашу идею. 99,9% таких жалоб "кто-то украл мою идею" написаны начинающими авторами, которые считают себя настолько гениальными, что люди жаждут своровать их идеи, даже несмотря на то, что у них нет титров в кино. Поэтому, и считают, что если кто-то пишет что-то похожее, то это явно украдено у них.
Кто бы мог подумать, что будут написаны два сценария о ныряльщике, попавшем в желудок кита и которому нужно выбраться, пока у него не закончился кислород? И всё же так случается.
Правда в том, что мы все черпаем идеи из одного пространства. Если вам приходит в голову идея, вдохновлённая чем-то, что вы где-то прочитали, есть вероятность, что другие люди тоже прочитали это. Часть из них, вероятно, пришла к той же задумке, что и вы. Я видел это снова и СНОВА, когда в двух разных сценариях появляются очень специфические идеи для фильмов.
Единственный способ убедить меня в том, что кто-то украл вашу идею, - это если у вас были отношения с этим человеком и вы много говорили с ним о своём сценарии. Или в их сценарии есть точно такой же диалог, как и в вашем сценарии. Но даже если вы скажете мне, что некоторые сцены похожи, этого недостаточно.
Потому что определённые идеи фильма приводят к похожим сценам. Если бы 100 людям пришла в голову идея о парке аттракционов с динозаврами, я думаю, 70 из них придумали бы сцену автомобильной погони с тираннозавром. Это очевидный выбор. Схожие идеи - это реальность нашей индустрии.
Если вы не хотите мириться с такой реальностью, существуют разные способы. Лучший способ избежать этой проблемы - НЕ РАЗРАБАТЫВАТЬ ИДЕЮ, вдохновлённую тем, что вы прочитали в новостях.
Сотни тысяч, а возможно, и миллионы людей прочитали одно и то же. Что, конечно, означает, что кому-то другому придёт в голову та же идея. Я бы также избегал идей, навеянных любыми находками в Интернете, которые набирают много просмотров. Забудьте о том, чтобы придумывать идеи для фильмов, основываясь на публикациях в социальных сетях. Эти посты зачитываются до бесконечности. Разные люди будут писать сценарии для фильмов с похожим заходом в историю.
Лучшее место, где можно найти оригинальную идею для фильма, которую никто другой не напишет, - это ВАША СОБСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. Вспомните 2 или 3 самые оригинальные и захватывающие истории из вашей жизни? Скорее всего, там найдётся настолько уникальный жизненный опыт, что у вас не будет конкурентов.
Вот почему "Оленёнок" стал таким популярным. Это сериал, основанный на личном опыте этого парня. Его опыт НАСТОЛЬКО уникален, что никто другой не сможет предложить что-то подобное.
Второй способ – ИСТОРИИ САМЫХ БЛИЗКИХ ВАМ ЛЮДЕЙ. Опять же, мы ищем истории, которые не являются общедоступными. Как только они попадают в Интернет, их можно выбрасывать.
Но если об этой безумной истории знает только ваш друг, это идеальная история для того, чтобы превратить её в сценарий. Потому что вы двое и, возможно, ещё несколько человек - единственные, кто об этом знает.
Что подводит меня к третьему способу придумать оригинальную идею для фильма. Это означает, что вы можете разрабатывать идею, которую могли бы написать другие, ПОТОМУ что вы достаточно хороший автор, и ваша версия будет лучше, чем всё, что может придумать кто-либо другой.
Давайте на секунду вернёмся в "Парк Юрского периода". 70 из 100 сценаристов придумали бы автомобильную погоню от тираннозавра. Но сколько сценаристов придумали бы сцену, где вода в стакане начинает вибрировать? Где джип переворачивается вверх дном? Где люди застревают в джипе, а огромная морда Тираннозавра крутит перевернутую машину, как волчок?
Может быть, 5 из 100? Может быть, 3? Всё дело в ИСПОЛНЕНИИ.
Сценарист придумывает уникальную сцену в рамках общей идеи фильма. Если вы сможете удивлять последовательно, сцена за сценой, то напишете отличный сценарий, и не будет иметь значения, что другие люди тоже пишут свои версии.
Исполнение - это основная валюта, которую предлагают сценаристы в индустрии.
Итак, для ясности, найдите интересную историю из своей жизни и напишите её. Если у вас такой нет, вспомните истории, которые друзья рассказывали вам на протяжении многих лет. Есть ли там какая-нибудь идея для фильма? Если да, напишите её. Если у вас нет ни того, ни другого, найдите лучшую идею, которая только может прийти вам в голову, а затем воплотите её в жизнь так, чтобы никто другой не смог бы сравниться с вами.
Единственный другой вариант, который приходит мне на ум, - это стать историком идей. Вы видели каждый фильм. Каждое телешоу. Вы отслеживаете все сценарии, которые предлагаются в индустрии. Если вы слышали о 100 лучших фильмах за последние 50 лет, то, скорее всего, вы знаете, когда придумали что-то по-настоящему оригинальное. Но даже в этом случае это сложно. Потому что я, наверное, слышал больше идей для фильмов, чем кто-либо другой в индустрии. Серьёзно. Я не могу представить себе никого, кто слышал бы или читал больше, чем я. И даже я иногда узнаю, что идеи, которые приходят мне в голову, использовались раньше. Это случилось не так давно.
Мне пришла в голову идея о том, что жестоких преступников заставляют терпеть те же самые преступления, которые они совершали по отношению к своим жертвам, и мой друг сказал: "Да, они делали это 70 лет назад в "Сумеречной зоне"." 70 лет назад!
Я думал, что у меня появилась совершенно новая идея, а кто-то использовал её СЕМЬДЕСЯТ ДОЛБАНЫХ ЛЕТ НАЗАД. Так что просто приложите все усилия, чтобы придумать эту идею, а затем потратьте всю свою энергию и старания на её воплощение. Потому что это действительно важно. :)
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.