В продолжении своей статьи, «О ценности супа», в которой я размышлял, о том, что мы устранились от воспитания своих детей, хочется развить тему. Я соглашусь, что именно время, в котором мы жили, наложило определенный отпечаток на то, что в каких–то моментах мы справились не идеально. Но мое мнение, что любой работой нужно заниматься, даже если что-то упущено. Я для себя вернулся от эфемерных понятий, к конкретным правилам. Хочу поделиться, может кому-то они помогут, может для кого-то станут основой для собственных правил.
Правила для взрослых:
1. – Не сводить общение и отношение с детьми на их уровень, помнить кто остаётся старшим и не снимать с себя ответственности;
2. – Не давать поручения, задания и требования в пустоту, за каждым заданием добиваться его исполнения;
3. – Не давать несколько заданий и поручений сразу;
4. - Стремиться не лениться, следить за качеством исполнения и добиваться результата;
5. - Помнить, что развитие в отношении детей будет связано с постоянным обучением и повторением, поэтому требования должны быть постоянными и четкими;
6. - Не отдавать детям команды, а давать задания с обязательным поощрением после достижения результата;
7. - Максимально избавиться от практики упреков, особенно в тех случаях, когда от этого ничего не измениться, или они имеют к этому отношение косвенно (если бы ты этого не сделал, я бы не сделал(а) то-то);
8. - Не угрожать детям, а тем более не давать не исполнимых угроз, или не имеющих под собой реальной опасности;
9. - Не давать детям не исполнимых обещаний, а обещанное выполнять;
10. - Не доносить до детей не проверенную информацию, не указывать, как на истину то, что сам не можешь доказать;
11. - Если существует требование, результата от которого добиться не получаться, то меняется или само требование, или оно снимается, но это требование не звучит бесполезно, и постоянно;
12. - За основу поведения детей берутся существующие правила, о которых детям рассказываться и по ним же осуществляется требования;
13. - Не использовать в качестве морального сопровождения поучительства одни и те же фразы и выражения, или максимально избегать этого;
14. - Не дублировать просьбы и указания друг друга, и не участвовать в исполнении (или не исполнении) детьми указаний друг друга;
15. - В указаниях и просьбах не противоречить друг другу, соблюдая при этом родительский приоритет;
16. - В указаниях и просьбах, сначала необходимо добиться выполнения, которое войдет в привычку, и только после этого переходить к качеству выполнения;
17. - Терпеливо повторять одно и тоже требование или правило, необходимое количество раз для его исполнения, без какой-либо эмоциональной составляющей, если такое не противоречит другим пунктам правил;
18. - Негативное возмущение, вызванное поведением детей высказывать четко и однократно, особенно в эмоциональной форме, и стараться не развивать тему;
19. – Помнить, что ты являешься для детей примером;
20. – Придя домой любой диалог начинать с приветствия и теплых нормальных слов, а не с упреков, требований или возмущений;
21. – Не бояться признать себя виновным и/или виноватым, избегать ситуаций, когда необходимость такого признания, и это раздражение, связанное с этим, сказывается на детях;
22. - Категорично не пытаться руководить детьми, при необходимости в разговорной форме объяснять даже простые проблемы;
23. - Категорично не поддаваться на провокации, когда дети могут делать вид, что что-то не понимают, или делают на зло сознательно провоцируя;
24. - Разговаривать с детьми. Помнить, что дети по сути своей уже понимающие, сознательно анализирующие, и в большинстве случаев самодостаточные личности;
25. - В случае невозможности выполнения данных правил в частности голословных указаний, поручений, упреков, сначала проводиться работа над собой, если и это не приносит результата, общение с детьми в указанной части свести к минимуму или прекратить вообще.
Правила для всех:
1. - Не допускать использование этих правил, для любого эмоционального давления или сарказма, так как сами правила ни в чем не виноваты и сами ничего не исправят;
2. - Не делать друг другу на зло;
3. - Не принимать однолично решения во всех случаях, когда такое решение, даже косвенно, может касаться другого;
4. - Не заниматься любыми видами отдыха друг без друга, или в обязательном порядке достигать по этому поводу компромиссного согласия;
5. - Ставить совместные цели, и не совершать поступков, наносящих вред достижению этих целей;
6. - Не требовать от другого большего, чем делаешь сам;
7. - Решать любую конфликтную ситуацию сразу и не избегать последующих разговоров;
8. - Адекватно друг с другом разговаривать не допуская, или минимизируя эмоциональную составляющую, а факты и обвинения не выдвигать без доказательно;
9. - Помогать друг другу во всех сферах и отношениях;
10. - Не использовать ошибки другого, для доказательства своей правоты, а указывать на них лишь с целью исправления;
11. - Не смешивать отношения с другими членами семьи (с детьми) с вашими отношениями, а также не допускать, чтобы отношения с другими людьми, и отношения с другими членами семьи, влияли на ваши отношения;
12. - Не бояться оказаться не правым или признать себя виновным и/или виноватым, и принести свои извинения за поведения спровоцированное, как совместной жизнедеятельностью, так и любыми другими факторами. Избегать ситуаций, когда необходимость такого признания, вызывает раздражение и это раздражение сказывается на других членах семьи;
13. - Не снимать с себя ответственности за принятые решения или совершенные поступки, а также за возможные последствия этого, стараться не допускать такого;
14. - При принятии решений обдумывать их возможные последствия в отношении друг друга и как они могут повлиять на взаимодействие друг с другом;
15. - Относиться с полным пониманием к обязанностям друг друга в отношении с родственниками, и если не помогать в этом, то хотя бы не мешать, в том числе в моральной сфере;
16. - Объективно относиться к роли каждого из родственников в жизни вашей семьи, находить компромиссы, если таковые не идут в разрез с обязанностями перед родственниками;
17. - В отношении с детьми помнить кто за них несет ответственность, не допускать самоустранения от воспитания и обучения в различных сферах, использовать единые правила для детей, и в отношении детей, и также помнить, что только на вас лежит поддержка детей, как словом, так и непосредственно делом;
18. - Понимать проявления чувств в отношении друг друга, не игнорировать их, и отличать от других проявлений;
19. - Если существует требование, в отношении которого вы не можем добиться результата, вы или меняем само требование, или убираем его вообще;
20. – При встрече любой диалог начинать с приветствия и теплых нормальных слов, а не с упреков, требований или возмущений;
21. - Не делать для себя чего-то, за счет другого, или во вред другому;
22. – Выполнять обусловленные договоренности;
23. -Изменения данных правил, разовое или постоянное производиться после обсуждения и обоюдного согласия.
Правила для детей. Можно использовать в виде плакатов-напоминаний:
1. Проснувшись обязательно:
1.1 - Улыбнуться и пожелать маме доброго утра;
1.2 - Застелить кровать;
1.3 - Если мама не успевает, спросить, чем вы можете помочь;
1.4 - Приготовить свою одежду для одевания (сложить в одном месте полный комплект);
1.5 - Спрятать ночнушку на место;
1.6 - Позавтракать;
1.7 - Не теряя времени почистить зубы и идти одеваться.
2. Прейдя домой со школы надо:
2.1 - аккуратно поставить обувь, так чтобы она не мешала пройти с правой стороны от входа;
2.2 - не бросать портфели и рюкзаки, поставить на свои места (портфели: можно прописать место хранения каждого из детей);
2.3 - Разложить вещи из рюкзаков, школьную одежду сразу положить на гладильную доску (если одежда грязная, сразу в стирку);
2.4 - Переодеться, вещи сложить на полку;
2.5 - Аккуратно расставить обувь на своих местах;
2.6 - Осмотреться, посмотреть, ничего ли не валяется, все ли вещи на своих на своих местах;
2.7 - Повесить куртки на вешалку;
2.8 - разобрать судочки в которых давали еду (достать остатки еды, съедобное – домашним животным если есть, все остальное в мусор).
3. При мойке посуды надо:
3.1 - Посмотреть всю ли посуду вымыли (сковородки, кастрюли, разделочные доски, ножи и кружки, тоже посуда);
3.2 - При мытье сковородок, сначала надо слить жир (в унитаз или мусорное ведро) и вытереть сухой салфеткой остатки жира.
3.3 - Расставить всю посуду по местам (не спешить делать это аккуратно);
3.4- Вычистить сетку на раковине;
3.5 - Вытереть на сухо раковину;
3.6 – Вытереть на сухо столы;
3.7 - Вымыть тряпку, которой вытирали раковину или стол, аккуратно выкрутить и развесить ее;
3.8 - Если набрызгали на пол: 3.8.1 -принести половую тряпку,
3.8.2 -набрать воды в ведро (для мойки пола),
3.8.3 -вымыть пол, -выкрутить тряпку,
3.8.4 -вытереть пол на сухо,
3.8.5 -вымыть и повесить на улицу тряпку,
3.8.6 -вылить воду (выполнив п. 4.2),
3.8.7 -поставить ведро на место.
4. В ходе уборки:
4.1 - Ставить на место пылесос, с установки щетки на установленное место (так, чтобы труба была зафиксирована, а шланг не лежал на полу.);
4.2 – выливая воду надо поднять крышку унитаза. (при возможности вылить воду на улице возле колонки);
4.3- при использовании в ходе уборки каких-либо предметов, тряпок или губок выполнить требование п.3.7, при использовании ведер, аккуратно вымыть их, поставить на место, как и другие предметы которыми при этом пользовались.
5. При помывке обуви надо:
5.1 - подкатать рукава;
5.2 - подстелить газету, взять ведро для мытья обуви, тряпку для мытья обуви, набрать теплой воды;
5.3 – обувь мыть от чистого к грязному, поочерёдно на каждом (сначала моется подошва на каждой обуви, подошва с боков и после этого сверху);
5.4 - после мытья вытереть пол, вылить воду, выкрутить тряпку и повесить ее на место сушиться, сполоснуть ведро, поставить на место (при этом выполняются условия п.4.2);
5.5 -вымыть руки с мылом.
6. Перед сном необходимо:
6.1 - Еще раз проверить все ли вы положили в школу, сложили ли факультативы, проверить есть ли ключи от дома;
6.2 - Если есть на следующий день физкультура, сложить в рюкзак форму;
6.3 - Набрать себе воду в школу;
6.4 - Навести порядок на столе после выполнения домашнего задания;
6.5 - Приготовить (вымыть и почистить) обувь в школу;
6.6 - Сходить в ванную (помыться);
6.7 - Раздеваясь, не бросать домашнюю одежду на пол, сложить ее на полку, помывшись - развесить полотенца;
6.8 - Посмотреть не валяется, ли на полу любая другая одежда, вещи, предметы;
6.9 - Проверить всю ли грязную одежду положили в ящик для стирки (посмотреть все ли Вы сделали аккуратно, не валяется ли одежда или носки возле ящика);
6.10 – Приготовить постель перед сном;
6.11 - Поставить будильник на утро.
7. В ванной необходимо:
7.1 - Убирать одежду в ящик для белья (одежда не должна валяться возле ящика);
Примечание: Запрещено относить не грязные вещи в корзину для белья (их необходимо складывать на место)
7.2 - Обязательно класть мыло на место после использования;
7.3 - После мытья в ванной закрыть плотно кран, выжать и положить на место мочалку, вытереть пол в ванной;
7.4 - После мытья развешивать полотенце;
7.5 - Разбирать одежду после стирки, снимая с веревки или батареи (сушилки) раскладывать по категориям (сортировать носки к носкам, кофты, штаны, футболки и т.д. отдельно) и сразу разложить на свои полки в шкафу;
-Запрещено: брать в ванную мобильный телефон.
7.6 В туалете необходимо:
7.6.1 - Поднять крышку унитаза;
7.6.2 - Обязательно смыть.
8. Делая уроки надо:
8.1 - Если какой-либо предмет не получается, чтобы не терять время, надо отложить его и попробовать вернуться к нему после всех уроков.
8.2 - Не разбрасывать учебники и тетради;
8.3 - Пользоваться только своим столом;
8.4 - Сделав предмет убрать учебник и тетрадь, в зависимости от необходимости, в стол или рюкзак.
9. На кухне:
9.1 - Кушать без использования мобильных телефонов и другой аудио-видео техники;
9.2 - Принимать пищу на кухне. В исключительных случаях, если есть такая необходимость, можно есть в комнате, но обязательно с использованием тарелки или подноса. Если намусорили – сразу убрать за собой;
9.3 - не оставлять на столе тарелки, после еды надо отнести посуду в раковину;
9.4 - если пища принимается отдельно, не вместе со всеми, после этого обязательно моется своя тарелка, ложка/вилка и вытирается стол.
- Примечание: при этом выполняются условия раздела 3
10. Обязанности:
10.1 - Не допускать использование этих правил, для любого эмоционального давления или сарказма, так как сами правила ни в чем не виноваты и сами ничего не исправят;
10.2 - Один раз в день кормить собаку;
10.3 - Один раз в день мыть посуду;
10.4 - Раз в два дня, вместе, убирать во дворе за собакой;
10.5 - Наливать собаке воду;
10.6 - Помогать мыть машину;
10.7 - Помогать делать уборку (согласно тех обязанностей, которые вы выберете сами);
10.8 - Один раз в две недели связывать макулатуру.
10.9 - При общении друг с другом нельзя обзываться (любыми словами и нецензурными фразами) и трогать (бить) друг друга;
10.10 – Делиться друг с другом своими вещами (не нарушая при этом п.10.8 и не нарушая условия п.10.14)
10. 11 - Все, что вы делали и сделали неправильно, что-то сделано не так, или в результате этого намусорили в другом месте – сразу переделываем правильно, и сразу убираем последствия;
10.12 - Не класть вещи на столы друг друга;
10.13 - В школе после переодевания, аккуратно складывать одежду в рюкзак (так чтобы она не мялась);
10.14 - Беречь свои вещи (например: не бросать аудио-видео технику, не оставлять под открытым небом велосипеды, не заряжать мобильные телефоны на полу);
10.15 – Доделывать все порученные дела до конца (класть на место, не бросать на половине);
10.16 – Доводить начатые вами дела до конца;
10.17 – Делиться с другими членами семьи своими вещами, быть при этом вежливым, нормально отвечать на просьбы (не так, чтобы потом не хотелось попросить в дальнейшем или не пользоваться вещью);
10.18 – Использовать общие вещи по договоренности и обоюдному согласию с друг другом, если нет общего решения, делиться по времени или графику;
10.19 – Спрашивать, и соответственно получать разрешение в отношении какого-либо использования не принадлежащих вам вещей и предметов, а также в отношении ваших вещей и предметов, где такое разрешение подразумевается или обусловлено другими факторами, и даже в тех случаях, где такое разрешение условно;
10.20 – Выполнять указания взрослых;
10.21 – Выполнять свои обещания;
10.23 – Проверять исполненные дела, по списку, имеющемуся в этих правилах (Все ли Вы исполнили).
Примечание: Помнить, что при вашем недопустимом отношении к другим членам семьи, и (или) друг к другу, вы в первую очередь наносите вред самим себе, потому что становитесь более низкими и подлыми людьми.
11. Запрещено:
11.1 - Переговариваться с родителями, обсуждать их просьбы и указания;
11.2 – Указывать друг другу на какие-либо недостатки;
11.3 – Контролировать обязанности друг друга;
11.4 – Прикасаться к друг другу физически в любых видах общения;
11.5 – Спорить друг с другом (уметь оставаться при своем мнении не доводя ситуацию до конфликта);
11.6 – Обращать внимание на провокации друг друга;
11.7 - Пользоваться, в любой форме мобильным телефоном и другой ауди-видео техникой во время приема пищи;
11.8 - Брать мобильный телефон с собой в ванную;
11.9 - Использовать мобильный телефон, компьютер или ноутбук, пользоваться интернетом в телевизоре больше 40 минут в день, и 1 часа в выходные (деленного на два раза по 30 мин.);
11.10 – Брать еду в комнату (только в исключительных случаях и только с разрешения родителей);
11.11 – Брать вещи которые Вам не принадлежат, без разрешения;
11.12 - Играть в мяч в доме (к примеру);
11.13 – Заходить в ванную, когда в ней кто-то находиться.
Важно помнить: Если не сделать все правильно с первого раза, придётся переделывать с начала.
Примечание: Ответственность о сообщении времени начала использования любого гаджета лежит на лице начавшее такое использование, в противном случае, временная норма аннулируется.
Нужно только помнить, что сами по себе правила не работают. Нужно разговаривать и договаривается о их соблюдении со всеми членами семьи. И это системная, методичная работа, выходных от правил не бывает, правда бывают исключения. А еще нужно две вещи. Первая – мгновенного эффекта плакат в детской комнате не даст. Второе – тот, для кого пишутся правила, сами правила являются наказанием, так по крайней мере их будут расценивать в начале. Поэтому все другие санкции, если они не предусмотрены самими правилами, кроме разговоров на эту тему быть не должно. И последнее, если правила касаются детей, то им обязательно нужен распорядок дня и графики. В любой форме, как основа привычки планировать свое время.