В истории про зло, которое в буквальном смысле вытаскивают из могилы, можно найти для себя многое. В частности, с новой стороны посмотреть на конфликт Кореи и Японии в XX веке. «Зов могилы» — один из самых финансово успешных фильмов Кореи всех времен. Стильный триллер Чан Джэ-хёна («Дом вне времени», «Сваха») в российском прокате появится уже 13 июня
Текст: @mixedarts
Образ Кореи, населенной призраками, — эта находка «Проклятия» работает для сохранения напряжения во время просмотра едва ли не эффективнее, чем реальные демоны, атакующие героев. Фильм рассказывает о богатой семье, которая собирает «команду мечты», чтобы избавиться от фамильного проклятия, но в результате все становится только хуже — слой за слоем начинает вскрываться страшная правда относительно процессов как внутри семьи, так и в окружающим азиатском мире с его очевидными сложностями.
Как часто бывает с кино из Кореи, в «Проклятии» соединяются три акта и три настроения. Начинается все как гиперстильный фильм из жизни богатых и избалованных людей, озабоченных эзотерикой (ближайший аналог — «Девятые врата» Романа Полански с красивыми женщинами и богатыми интерьерами). Второй акт — это экшн, где происходит прямое столкновение с демоном, угроза от которого оказывается глобальнее, чем ожидаемая от вредного духа мертвого дедушки. Третий — кульминация. Вас ждет праздник творческого постмодернизма, здесь словно на карусели (или как в центрифуге) сливаются история Кореи и выводы об отношениях в семье.
Украшение фильма — ветеран Чхве Мин-сик («Олдбой», «Я видел дьявола»), который выступает шаманом-забойщиком, готовым пострадать ради реализации всех возможностей в битве с глобальным злом. Гипноз ленты — слово «могила» в названии, которое во многом определит, желаете ли вы смотреть это кино или нет (в английском варианте еще жестче — «Exhuma», что можно прочитать и как «эксгумация» и как «бывший человек»).
По версии создателей, «бывшие люди» — это те, кто предал не только культуру, но и связанные с ней ритуалы. Некоторые из них при этом находятся не в могиле, а двигаются и действуют рядом с живыми героями. То, насколько вы проникнитесь этой основной идеей фильма, сыграет в отношении к «Проклятию» важнейшую роль. Второй акт, когда роли персонажей начинают меняться, а сами они мутировать (вы увидите, как это) — определяющий.
Корейская картина идет 2 часа 13 минут, это минут на сорок длиннее, чем стандартный хоррор, но если вы втянетесь в ритм, фильм точно запомнится.
Важно, что в отличие от многих хорроров «Проклятие «Зов могилы» может показаться излишне упакованным жанровым фильмом. При создании педантичного сценария авторы учли даже больше, чем нужно. С точки зрения проработки, порой, может показаться душновато. Но этой универсальности не стоит бояться. Угроз нет. Поклонники жанра не будут чувствовать себя обманутыми. Здесь есть привлекательные молодые актеры (не хуже, чем в современной любовной истории), есть фамильное проклятие, есть тезисы об отношениях Кореи с Японией и США, есть антиколонизаторский пафос.
Также создатели предлагают экспертизу в части шаманизма (вся информация познавательна не меньше, чем аналогичные документалки на Netflix или YouTube, только подано все более тезисно и весело). Здесь есть настоящий парад ритуалов, связанных с забитыми курами, свиньями и лошадьми (представителям организаций по защите животных ленту точно смотреть не стоит), есть головоломная история, которую нужно будет немного дособрать в голове после просмотра. Плюс крутая атмосфера и отличный актерский состав — погребенные монстры о таком воплощении себя в кино уж точно едва ли мечтали. Отличное предложение для того, чтобы вспомнить прохладу летнего кинозала, где на большом экране азиатские страсти — самое то.