Покажем, как проходит «нормальное» развитие ребёнка на 2-м и 3-м месяце. Мы упомянули, что в конце 1-го месяца у младенцев начинают появляться первые несмелые признаки установления контакта со своим внешним окружением и проявляются первые признаки ориентации в окружающем мире. В конце 3-го месяца обнаруживаем эти признаки в более совершенной форме: дети гораздо лучше ориентируются в мире, т. к. осваивают некоторые движения, лучше используют органы чувств, улыбкой доказывают, что отчётливо различают человека от других объектов внешнего мира, и первым целенаправленным приближением рука к игрушке показывают, что собираются покорить мир предметов и более детально познакомится с ним.
Прежде всего посмотрим, как развиваются движения детей в 1-е три месяца жизни.У лежащего на спине младенца ноги и руки обычно согнуты, кисти ладоней сжаты в кулак, а голова повёрнута в сторону. Рука, в сторону которой повёрнута голова, обычно менее сжата, чем другая рука; поза напоминает стойку фехтовальщика, по этой причине этот стабильно-шейный рефлекс называют «позой фехтовальщика». Мы уже упоминали, что в самом раннем возрасте напряжение мышц сгибателей преобладает над мышцами разгибателями и по этой причине конечности в большинстве случаев согнуты. На втором-третьем месяце этом стабильно-шейный рефлекс постепенно исчезает и руки всё более симметрично сжаты, всё чаще выпрямлены, и всё более раскрыты. Движения ребёнка на 2-3 месяце жизни становятся всё более размеренными, мягкими, плавными в отличие от грубых, резких движений новорождённого и, кроме этого, они всё более приобретают характер целенаправленных и осмысленных движений. До конца 3-го месяца ребёнок научится достаточно уверенно контролировать движения головы. На 2-м месяце в положении, лежа на спине, в период бодрствования всё чаще находится в среднем положении, а на 3-м месяце это преобладающее положение, голова в большинстве случаев повёрнута в сторону только в период сна. Если ребёнок лежит на животе, то на 1-м месяце жизни голова в большинстве случаев лежит на подушке повёрнутая в какую-либо сторону; только некоторые дети немного приподнимают её и удерживают не более 5-ти секунд. На 2-м месяце младенец приподнимает голову в положении, лежа на животе, несколько выше – плоскость лица по отношению к линии горизонта составляет угол примерно 45 градусов – и ребёнок также удерживает её приподнятой несколько минут. В конце 3-го месяца ребёнок поднимает голову примерно на 90 градусов и удерживает её приподнятой более 10 минут. Поворачивать голову направо и налево в вертикальном положении (что легче всего), так и в положении, лежа на спине и животе, дети способы обычно в конце 2-го месяца жизни.
Поднятая голова в положении, лежа на животе, поддерживается упором рук. На 1-м месяце жизни ребёнок лежит на животе и опирается плечами на полностью согнутые руки. На 2-м месяце он начинает опираться руками так, что плечи приподнимаются на несколько сантиметров от кулаков, иногда даже приподнимаются локти. На 3-м месяце локти редко касаются пелёнок, руки полностью или почти полностью разогнуты так, что плечи и верхняя часть груди находятся высоко над пелёнкой, а голова приподнята: родители говорят, что дели «лошадок пасут».
Постепенное овладение движением руки проявляется в том, как ребёнок учится прикасаться к предметам. На 2-м месяце ребёнок чаще распрямляет согнутые руки и сжатые пальчики. При обнаружении вблизи пестрых предметов он проявляет своё возбуждение фехтовальными движениями рук, при этом случайно прикасаясь к предмету, если он прикасается к нему открытой ладонью, то он захватит его. Если у ребёнка есть возможность часто захватывать предметы, то к концу 3-го месяца движения руки утрачивают бесцельный характер и намерение ребёнка соединить руку с наблюдаемым предметом проявляется всё нагляднее. Одновременно мы можем наблюдать и ещё одно интересное явление: ребёнок находит руку рукой, т. е. одна рука захватывает другую руку, руки взаимно соединяются и начинают ощупывать друг друга – мы говорим, ребёнок играет ими. Это не только интересная, но и очень важная ступень развития, ибо руки в этот период становятся одновременно актерами и объектами, они одновременно активные и пассивные, они манипулируют и ими манипулируют, они ощупывают и ощупывают их. Вскоре после обнаружения руки рукой ребёнок открывает их глазами, что также является очень важной ступенью развития. Как открытие рук руками, так и открытие рук глазами является первым шагом к тому, чтобы ребёнок открыл сам себя: он устанавливает, что предмет и рука совершенно разные вещи: предмет двигается, когда на него воздействует рука, а рука двигается непосредственно, когда хочет ребёнок; таким образом на руку можно воздействовать непосредственно, а на предмет опосредованно только рукой. Когда ребёнок в конце 3-го или начале 4-го месяца открывает руку глазами, то в развитии руки происходит как бы скачок, т. к. непосредственно после этого ребёнок быстро научится направлять руку к наблюдаемому предмету и брать его. Интересно, что в период, когда ребёнок научится брать наблюдаемые предметы, ослабевает первичный сильный захват, с помощью которого новорожденный может удерживать своё тело в висячем положении. В конце 3-го месяца захват руки ослабевает настолько, что ребёнок не может удержаться даже тогда, когда мы тянем его в сидячее положение или на бок из положения, лежа на спине.
До конца 3-го месяца ребёнок овладевает в определённой мере и мышцами верхней части тела. Мы уже упомянули, что, лежа на животе, он опирается на выпрямленные руки, поднимает голову и верхнюю часть тела высоко над подстилкой, что обеспечивают не только мышцы рук, но и усиливающиеся мышцы тела, прежде всего шеи и спины. Ребёнок иногда поднимает тело так высоко, что при попытке поднять одну руку, теряет равновесие и переворачивается на спину. Это пассивный, неосмысленный переворот с живота на спину; активно и целенаправленно он научится делать этот переворот приблизительно на 5-м или 6-м месяце. На 5-м месяце некоторые дети умеют переворачиваться со спины на бок: делают это следующим образом, сначала высоко поднимают ножки, поднятые ножки опускают в сторону и таким образом переворачиваются на бок. Некоторые подвижные дети, с которыми постоянно занимаются, после переворота на бок энергично прогибают спину и тем самым переворачиваются на живот; большинство детей осваивают этом самостоятельный переворот на живот в 4 -5 месяцев. На 3-м месяце усиливаются и мышцы живота, что проявляется в указанных выше высоком поднятии ног и энергичными пинаниями ими. Если взять ребёнка под мышки и поставить в вертикальное положение, то обнаружим, что упор ножек постепенно ослабевает, несмотря на постоянные занятия с ним и усиливающиеся мышцы ног; в конце 3-го месяца некоторые дети в данном положении вообще не опираются ножками. Это естественное исчезновение врождённых рефлексов и подготовка к овладению нижними конечностями корой головного мозга.