О чём ещё говорить в день рождения Пушкина, как не о нём? Однако, когда мы впервые увидели этот фильм, о Пушкине могло подуматься в самую последнюю очередь. Мы были детьми и титры в фильмах тогда не читали. По правде сказать, мы и шли не на Пушкина, а на Высоцкого. То, что снял Александр Митта, от Пушкина довольно далеко, но так прекрасно! Из множества любимых фильмов этот с детства любимее остальных.
Петренко-Пётр - мудрый и справедливый царь, он совсем не пушкинский, скорее толстовский. Вспомните, какой царь в труде Пушкина "Пётр первый". То-то же…
Фильм замечательно адаптирован под лубок. Именно эта лубочность и сделала его шедевром. Если бы его экранизировали, следуя букве закона, то есть слову автора, получился бы наверняка рядовой, возможно и не плохой, исторический фильм.
Можно ли Пушкина улучшить? Некоторые современные режиссёры полагают, что можно. Но речь не о них. Митта создал на основе недописанного сочинения Пушкина отличное кино. Он не улучшал Пушкина, он сделал совсем другое. Даже фамилии героев изменил - семейство Ржевских стало Ртищевыми и т.п. Высоцкий хоть и перемазанный гуталином, но никакой не арап. Он играет по-таганковски условно, но замечательно.
Золотухин-Филька - гротеск и комичность. Мы потом за ним долго повторяли: "Читаю книжицу и печеньеце жую. Так всё и сжевал".
Ирина Мазуркевич - Наташа, по фильму жена прадеда Пушкина Ганибала, в действительности - миф (такой жены у него никогда не было). Прекрасная актриса здесь влюбила в себя всех нас, а спев спустя пять лет в фильме Рязанова цветаевский романс, удивила ещё больше. И конечно же музыка Шнитке! После этого фильма я стал собирать пластинки с его музыкой.
Отличное кино! В самый раз пересмотреть, к тому же и повод есть. Юбилей, как-никак!