Найти в Дзене

Максим Соколов: Театр для меня прежде всего не декорации, а смысл

Камчатский театр драмы и комедии приготовил для зрителей необычную премьеру — спектакль-променад "Остров". С 24 апреля на полуострове над ним работала творческая команда из Санкт-Петербурга: режиссёр Максим Соколов, драматург Анастасия Букреева и художник-постановщик Анастасия Юдина. Корреспонденты ИА KamchatkaMedia побывали на тестовой сдаче спектакля и пообщались с режиссёром и драматургом необычного проекта. Константину Станиславскому приписывают знаменитую фразу о том, что театр начинается с вешалки. Если вы придёте на спектакль-променад "Остров", до гардероба вы не дойдёте. И тем более не попадёте в зрительный зал: действие этого спектакля разворачивается прямо на улицах нашего города — и в вашей голове. Чтобы попасть на представление, вам понадобятся только телефон и наушники. Невидимый голос проведёт вас по заданному маршруту, погружая в разворачивающееся действие и делая вас его соучастниками. Не зря спектакль-променад относят к жанру иммерсивного театра — от английского слова

Камчатский театр драмы и комедии приготовил для зрителей необычную премьеру — спектакль-променад "Остров". С 24 апреля на полуострове над ним работала творческая команда из Санкт-Петербурга: режиссёр Максим Соколов, драматург Анастасия Букреева и художник-постановщик Анастасия Юдина. Корреспонденты ИА KamchatkaMedia побывали на тестовой сдаче спектакля и пообщались с режиссёром и драматургом необычного проекта.

Константину Станиславскому приписывают знаменитую фразу о том, что театр начинается с вешалки. Если вы придёте на спектакль-променад "Остров", до гардероба вы не дойдёте. И тем более не попадёте в зрительный зал: действие этого спектакля разворачивается прямо на улицах нашего города — и в вашей голове.

Чтобы попасть на представление, вам понадобятся только телефон и наушники. Невидимый голос проведёт вас по заданному маршруту, погружая в разворачивающееся действие и делая вас его соучастниками. Не зря спектакль-променад относят к жанру иммерсивного театра — от английского слова "immersion", что значит "погружение".

Зачем зрителя переносят в будущее, о типичных камчатских способах взбодриться и о том, как фильмы ужасов помогают в работе, — в нашем интервью.

— Максим, у вас театр начинается не с вешалки, по крайней мере если говорить о вашем новом спектакле-променаде "Остров".

Максим: — Космическое! Во время работы я понял, что Камчатку нельзя описать словами, и с такой проблемой сталкиваюсь не только я. Я разговаривал с вулканологами, и вот они рассказывали про извержение: как они голову засовывают в кратер, как бомбы летят, видят, как плавится земля и текут камни... Это очень сложно представить, настолько это специфический, уникальный опыт. И к тому же мы находимся на территории, возраст которой 50 миллионов лет. А нашей планете 4-5 миллиардов лет — то есть здесь такая молоденькая, новорождённая земля! Здесь вода самая чистая, которую я когда-либо видел. И рельеф — он такой... Всё такое свежее, живое! Незабываемые впечатления, я нигде такого не видел, хотя много где был. И Авачинская бухта — она ведь всегда по-разному выглядит! Такое ощущение, что находишься перед природным компьютером, который загружает каждый день уникальную 3 d панораму. Я нахожусь в процессе осмысления и переживания встреч с этой дикой природой. Мне скинули чудесную группу, которая отслеживает землетрясения. Вот вчера было два землетрясения, я почувствовал колебания. И человек, находясь очень близко к дикой природе, всегда в тонусе, потому что в принципе может случиться всё, что угодно. Мы общались с артистами и даже пришли к тому, — это и моё ощущение, — что если у Камчатки забрать землетрясения, цунами, извержения, медведей, то будет скучно.

— Да, это наша фишка, мы выживаем тут на "острове". Это держит нас в тонусе, не даёт расслабиться. Очень полезно для мозга. Анастасия, Максим говорит, что сложно описать Камчатку словами. А вам как? Ведь именно вы как драматург отвечаете за слова в этом спектакле.

Анастасия: — Я могу сказать то же самое. Я была в первый раз на Камчатке в 2020 году. Мы приехали всего на три дня, поехали с художником на полчаса на Халактырский пляж, и всё — я поняла, что сюда ещё вернусь, и судя по всему, не раз. И действительно вернулась — уже непосредственно к океану. Пожила там неделю с сёрферами, познакомилась с одним ирландцем. Это был 2023 год, сложно приехать, и я у него спросила: "Как ты здесь оказался, почему?". А этот человек объездил все места прекраснейшие, все океаны, и он сказал, что, конечно, очень тяжело было всё это организовать, но здесь самое красивое место на земле. Самое красивое! И я с ним абсолютно согласна.

Максим: — Я тоже!

Анастасия: — И люди проходят семь кругов ада, чтобы приехать, и ничего не боятся. И такой блеск в глазах! Несмотря на то, что Тихий океан здесь достаточно суровый.

— Не тихий Тихий.

Анастасия: — Да! И океан как Солярис — словно у него несколько сознаний, и он абсолютно живой. Перед тобой бездна. И этот океан, и горы вместе — это же просто невероятно, какое-то удваивание смыслов. Я не знаю, правда, это какая-то другая планета. Описать это невозможно.

Беседовала Елена Поддубная

-2

Над спектаклем работали:

Максим Соколов. Театральный режиссер. Несколько лет подряд спектакли Максима входят в Лонг-лист Премии "Золотая маска" и становятся участниками программ "Маска плюс" и "Детский weekend" фестиваля. Спектакль "Папа встретит меня в L.A." (Архангельский молодёжный театр) вошел в основную программу фестиваля "Золотая маска 2020" (номинации — "Лучшая режиссура", "Лучший спектакль малой формы"). В этом театральном сезоне поставил спектакли "Долгая и счастливая жизнь" по киносценарию Геннадия Шпаликова (Норильский заполярный театр им. Маяковского) "Мой брат умер" по последнему киносценарию Алексея Балабанова (Театр Наций , Москва) "Р+Д" , пьеса Элины Петровой по мотивам трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта" ( Национальный театр Карелии , Петрозаводск)

Анастасия Букреева. Драматург, сценарист, писатель, педагог и куратор драматургических лабораторий для взрослых и детей. Лауреат многих конкурсов и фестивалей драматургии В 2017 году на конкурсе драматургических конкурсов "Кульминация" пьеса "Ганди молчал по субботам" вошла в тройку лучших пьес года.(Спектакль по этому произведению был поставлен и на нашей сцене.) Номинант национальной премии "Золотая Маска". Более 50 постановок по авторским пьесам и инсценировкам — в российских театрах и за рубежом.

Анастасия Юдина. Художник-постановщик, художник по скульптуре. С 2012 — как независимый художник выставляется в Москве, Санкт-Петербурге, Шанхае и др. В качестве художника-постановщика и художника по костюмам оформила более 40 спектаклей в драматических , музыкальных театрах а также site-specific проектах. 2021 — Лауреат национальной премии и фестиваля "Золотая маска" спектакль "Север" , спецприз в номинации "Эксперимент" — "за расширение конвенций репертуарного театра". С 2023 — куратор междисциплинарного проекта "СЛОИ" в Государственном Театре Наций.