Сегодня ему исполнилось 225 лет
Сегодня о Пушкине будет сказано много серьёзного и умного. Но я захотел вспомнить весёлого Пушкина. Такого Пушкина, которого сумел рассмотреть Даниил Хармс, например, и сегодняшние творцы озорного фольклора. А о себе я могу сказать, что груз возраста ощущается только в том, что вам всё интереснее и интереснее будет перечитывать Пушкина. Другой мудрости в моём опыте пока не явилось...
***
Воспитанникам Лицея было задано написать в классе сочинение: «Восход солнца». В то время подобная тема была любимой для учителей словесности. Все ученики уже закончили сочинение и сдали учителю. Остался один рассеянный и нерасположенный в эту минуту писать о таком возвышенном предмете лицеист. Юноша вывел на листе бумаги одну только строчку: «Се от Запада грядет царь природы…».
— Что же ты не кончаешь? — спросил автора этих слов Пушкин, прочитав написанное.
— Да ничего на ум не идет, помоги, пожалуйста, все уже подали, за мной остановка!
— Изволь!
И Пушкин быстро завершил начатое сочинение:
И изумленные народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать
Или вставать?
***
Влюбившись в Наталью Гончарову, Пушкин часто говорил своим приятелям:
"Я восхищен, я очарован,
Короче — я огончарован."
***
Ближайший друг поэта Антон Дельвиг, когда было выпито изрядно, стал что-то рассказывать. Пушкин его остановил:
— Перестань сочинять небылицы.
— Я не сочиняю небылиц, — возразил барон, — Мой девиз — резать правду.
— Бедная, несчастная правда. — в тон ему отозвался Пушкин. — Скоро она совершенно перестанет существовать. Ее окончательно Дельвиг зарежет.
***
Кажется, за год до кончины своей он (А. С. Пушкин) говорил одному из друзей своих: "Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются".
***
Спросили у Пушкина на одном вечере про барыню, с которой он долго разговаривал, как он ее находит, умна ли она?
— Не знаю, — отвечал Пушкин, очень строго и без желания поострить, — ведь я с ней говорил по-французски.
***
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
— Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
— Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись
***
Однажды Пушкин, гуляя по Тверскому бульвару, повстречался со своим знакомым, с которым был в ссоре.
Подгулявший N., увидя Пушкина, идущего ему навстречу, громко крикнул:
— Прочь, шестерка! Туз идет!
Всегда находчивый Александр Сергеевич ничуть не смутился при восклицании своего знакомого.
— Козырная шестерка и туза бьет… — преспокойно ответил он и продолжал путь дальше.
***
Не мог обойти поэт без шутки выход в свет перевода Николаем Ивановичем Гнедичем русского перевода "Илиады" Гомера.
"Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод."
***
Шевырев как был слаб перед всяким сильным влиянием нравственно, так был физически слаб перед вином, и как немного охмелеет, то сейчас растает и начнет говорить о любви, о согласии, братстве и о всякого рода сладостях; сначала в молодости, и это у него выходило иногда хорошо, так что однажды Пушкин, слушая пьяного оратора, проповедующего довольно складно о любви, закричал: «Ах, Шевырев, зачем ты не всегда пьян!»
***
Некто вспоминал: Вскоре после моего выпуска из Царскосельского лицея я встретил Пушкина (...), который, увидав на мне лицейский мундир, подошел и спросил: «Вы, верно, только что выпущены из Лицея?» — «Только что выпущен с прикомандированием к гвардейскому полку,— ответил я.— А позвольте спросить вас, где вы теперь служите?» — «Я числюсь по России»,— был ответ Пушкина.
***
Кажется, за год до кончины своей он (А. С. Пушкин) говорил одному из друзей своих: «Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются».
***
Вот анекдот из воспоминаний известного литератора В.А.Сологуба. Пушкин прогуливался с Соболевским по Невскому проспекту, и вдруг над коляской за мостом заколыхался высокий султан. Ехал Николай 1, который, как известно, не терпел подражательства. Соболевский, который только что вернулся из Европы и носил ярко-рыжие усы и бородку, тотчас юркнул в магазин. Пушкин рассмеялся своим детским смехом и покачал головой: «Что, брат, бородка-то французская, а душонка-то все та же русская?».
***
Вот Пушкин только что возвратился из ссылки в Михайловское. Тем, кто и теперь думает, что отбывал он эту ссылку по царской и чиновной дурости, скажу, что отбывал он её по делу. Заслужил он её величайшим кощунством, которое по законам времени, стоило гораздо большего, чем возможность пожить и поработать в тиши собственного имения. В этой ссылке он написал «Бориса Годунова». Так вот, он вернулся. Первым делом, конечно, захотел повидать дорогих друзей. В частности, Дельвига. В разговоре вдруг наметилась щекотливая тема:
— Слушай, а не поехать ли нам, по старой памяти, к девкам, — якобы сказал Пушкин.
— Так ведь я женился, — замялся лучший друг.
— Да полно тебе, это что же выходит — если я нанял повара, то мне и в ресторацию не сходить?