Найти тему
Симеон Тихий

Где в Российской империи жили армяно-католики? Обзор населённых пунктов

Оглавление

Армянская католическая церковь появилась на рубеже XII-XIII веков, то есть между 3 и 4 крестовыми походами. К началу XX века среди вероисповеданий Российской империи армяно-католическое было одним из самых редких. Если исходить из данных справочника, изданного в 1905 г. , его представителей было больше, чем униатов, но всё-таки меньше, чем буддистов и язычников. Где же проживали армяно-католики? 28 населённых пунктов, но создатели справочника учитывали только те, где больше 500 жителей.

Армяно-католики Карсской области

Интересен религиозный состав Ардахана. Количество представителей ААЦ и армяно-католиков сопоставимо с численностью православных. Мусульман в 2 раза меньше.

Карсская область, скрин
Карсская область, скрин

В самом Карсе из 21 тыс. жителей - 6 тыс. православных и 10 тыс. армян. Их обозначали "армг" и "армк". Сейчас в Карсе живёт почти 100 тыс. человек. В Турции я бывал, но до этого города не добрался. До него из Анкары ходят автобусы и поезда. Ж/д-транспортом ехать примерно сутки. Возможно, зря я перемещался по турецким просторам только автобусами и автостопом.

В приграничном Ольтах на 1000 армян приходилось 800 православных и 400 мусульман. Этот населённый пункт имел статус местечка, а не села.

В списке жителей Артвина армяно-католики (3200) указаны отдельно от армяно-григориан (1300) .

Справочник 1905 года, скрин страницы
Справочник 1905 года, скрин страницы

Армяно-католики Тифлисской губернии

Село Аластан Ахалкалакского уезда примечательно тем, что они составляли 99% жителей. В наше время тоже самое, но население в 2 раза сократилось.

Список населённых пунктов Тифлисской губернии, скрин
Список населённых пунктов Тифлисской губернии, скрин

В Вале они составляли половину жителей, а в уездном городе Ахалцихе - 10%.

В селе Арал - 100%.

В противоположной части Грузии армяно-католики жили:

  • В селе Руиспири Телавского уезда 50% из 1000 жителей.
  • В селах Турцух и Сарчапет Борчалинского уезда - 100% (500 и 726 человек).
  • В селах Суфлис и Уде Ахалцихского уезда - 450 человек или 1400 (по 70%).
  • В селе Хизибавра того же уезда - 1700 (99%).
  • В селах Цхалтбила (Ахалцихский у. ) и Шахназар (Борчалинский у.) - 1000 и 2000 (99%). Вот отметил их.
Населенные пункты Российской империи, скрин
Населенные пункты Российской империи, скрин

И ещё Шиштапа (500) в Борчалинском и Эштиа (1850) в Ахалкалакском. Почти 100% армяно-католические села.

Армяно-католики Эриванской губернии

Город Гюмри тогда назывался Александрополь. В селе Караклис Малый армяно-католики составляли 25% населения (800 человек).

На 100% армяно-католическими были такие селения:

  • Кафтарлы - 1235 человек.
  • Тападалляк - 975.
  • Кор-Ахпюр - 730.
  • Муслуглы - 660.
  • Палутли - 600.
  • Кирих Малый - 485.

К этой же губернии относился Шаруро-Даралагезский уезд. Сейчас его уездный город называется Шарур и расположен в северной части Нахичеванской Автономной Республики. В селе Сиягут из 700 жителей к армяно-католикам относилось 280.

И в качестве вишенки на торте к вышеперечисленному нужно добавить Старый Крым. 400 армяно-католиков на 3300 жителей. Я бывал в этом весьма интересном с историко-музейной точки зрения городе. Скрин из справочника. Справа две небольшие красные стрелки указывают на Шпарау и Чехоград. Первое село относилось к меннонитскому округу, а во второе было основано чехами-католиками в 1869 г.

Справочник 1905 года, скрин
Справочник 1905 года, скрин

Перечитав этот текст, пришёл к выводу, что ничего кроме Старого Крыма и не посещал. Надо было заехать в какое-нибудь армяно-католическое селение Грузии. Или в Артвин. Этот город находится к юго-востоку от селения Хопы, которое сразу после грузинско-турецкой границы.