Армянская католическая церковь появилась на рубеже XII-XIII веков, то есть между 3 и 4 крестовыми походами. К началу XX века среди вероисповеданий Российской империи армяно-католическое было одним из самых редких. Если исходить из данных справочника, изданного в 1905 г. , его представителей было больше, чем униатов, но всё-таки меньше, чем буддистов и язычников. Где же проживали армяно-католики? 28 населённых пунктов, но создатели справочника учитывали только те, где больше 500 жителей.
Армяно-католики Карсской области
Интересен религиозный состав Ардахана. Количество представителей ААЦ и армяно-католиков сопоставимо с численностью православных. Мусульман в 2 раза меньше.
В самом Карсе из 21 тыс. жителей - 6 тыс. православных и 10 тыс. армян. Их обозначали "армг" и "армк". Сейчас в Карсе живёт почти 100 тыс. человек. В Турции я бывал, но до этого города не добрался. До него из Анкары ходят автобусы и поезда. Ж/д-транспортом ехать примерно сутки. Возможно, зря я перемещался по турецким просторам только автобусами и автостопом.
В приграничном Ольтах на 1000 армян приходилось 800 православных и 400 мусульман. Этот населённый пункт имел статус местечка, а не села.
В списке жителей Артвина армяно-католики (3200) указаны отдельно от армяно-григориан (1300) .
Армяно-католики Тифлисской губернии
Село Аластан Ахалкалакского уезда примечательно тем, что они составляли 99% жителей. В наше время тоже самое, но население в 2 раза сократилось.
В Вале они составляли половину жителей, а в уездном городе Ахалцихе - 10%.
В селе Арал - 100%.
В противоположной части Грузии армяно-католики жили:
- В селе Руиспири Телавского уезда 50% из 1000 жителей.
- В селах Турцух и Сарчапет Борчалинского уезда - 100% (500 и 726 человек).
- В селах Суфлис и Уде Ахалцихского уезда - 450 человек или 1400 (по 70%).
- В селе Хизибавра того же уезда - 1700 (99%).
- В селах Цхалтбила (Ахалцихский у. ) и Шахназар (Борчалинский у.) - 1000 и 2000 (99%). Вот отметил их.
И ещё Шиштапа (500) в Борчалинском и Эштиа (1850) в Ахалкалакском. Почти 100% армяно-католические села.
Армяно-католики Эриванской губернии
Город Гюмри тогда назывался Александрополь. В селе Караклис Малый армяно-католики составляли 25% населения (800 человек).
На 100% армяно-католическими были такие селения:
- Кафтарлы - 1235 человек.
- Тападалляк - 975.
- Кор-Ахпюр - 730.
- Муслуглы - 660.
- Палутли - 600.
- Кирих Малый - 485.
К этой же губернии относился Шаруро-Даралагезский уезд. Сейчас его уездный город называется Шарур и расположен в северной части Нахичеванской Автономной Республики. В селе Сиягут из 700 жителей к армяно-католикам относилось 280.
И в качестве вишенки на торте к вышеперечисленному нужно добавить Старый Крым. 400 армяно-католиков на 3300 жителей. Я бывал в этом весьма интересном с историко-музейной точки зрения городе. Скрин из справочника. Справа две небольшие красные стрелки указывают на Шпарау и Чехоград. Первое село относилось к меннонитскому округу, а во второе было основано чехами-католиками в 1869 г.
Перечитав этот текст, пришёл к выводу, что ничего кроме Старого Крыма и не посещал. Надо было заехать в какое-нибудь армяно-католическое селение Грузии. Или в Артвин. Этот город находится к юго-востоку от селения Хопы, которое сразу после грузинско-турецкой границы.