В условиях цифровой трансформации образования перед школой встают качественно новые вызовы, связанные с подготовкой педагогов, способных эффективно работать в высокотехнологичной среде. Традиционная система повышения квалификации часто не успевает оперативно реагировать на запросы стремительно меняющейся образовательной практики. На первый план выходят внутрикорпоративные модели ИКТ-обучения учителей, позволяющие максимально полно учесть кадровые дефициты и потребности конкретных школ.
Проведенное исследование (смотри предыдущие статьи) убедительно показало высокий потенциал корпоративного образования в развитии цифровых компетенций педагогических кадров. Разработанная в его рамках модель была успешно апробирована на базе общеобразовательной школы и подтвердила свою результативность в преодолении профессиональных затруднений учителей, связанных с освоением цифровых технологий.
В то же время эксперимент высветил и принципиальные ограничения узко технократического подхода к ИКТ-подготовке педагогов, ориентированного преимущественно на трансляцию конкретных инструментальных навыков. Практика показала: не менее важно средствами корпоративного обучения инициировать разработческую деятельность самих учителей по проектированию и внедрению цифровых образовательных инноваций. Создать в педколлективе атмосферу увлеченности и интеллектуального поиска, помогающую каждому преодолеть психологические барьеры, выработать личностное ценностное отношение к высоким технологиям.
В этом контексте сама система корпоративного повышения квалификации выступает своего рода катализатором и инструментом становления школы как обучающейся и саморазвивающейся организации. Происходит переформатирование ее доминирующей организационной культуры - от культуры исполнительства к культуре авторства и инициативы. Постепенно педагоги вовлекаются в коллективный процесс генерации инновационных идей и технологических решений, превращаются в настоящих со-проектировщиков образовательного пространства своей школы.
Именно по этому пути предстоит идти отечественной системе образования, если мы хотим обеспечить ее опережающее развитие в условиях вызовов и неопределенностей наступающей цифровой эпохи. Необходимо целенаправленно выращивать в каждой школе контингент педагогов-новаторов, для которых информационные технологии становятся не данью моде, а органичным продолжением их повседневной профессиональной деятельности. Создать режим наибольшего благоприятствования для реализации авторских педагогических концепций и проектов, базирующихся на творческом освоении возможностей ИКТ.
Это возможно только в логике средового подхода к корпоративной ИКТ-подготовке учителей. Его суть - не просто реализация отдельных обучающих программ и модулей, а поэтапное конструирование мотивирующей цифровой дидактической среды, стимулирующей собственную активность педагогов в отборе и применении высоких технологий. Системное научно-методическое и тьюторское сопровождение этой проектировочной деятельности учителей, интенсивный обмен и диссеминация лучших практик, интеграция школы в межрегиональные инновационные сети - все это позволит придать корпоративному ИКТ-обучению подлинно исследовательский характер.
Очевидно, что становление такой инновационно-активной модели корпоративного образования учителей потребует серьезных управленческих и методических усилий, консолидации ресурсов школы, науки, бизнес-сообщества и общественности. Возникает необходимость в смене целевых приоритетов дополнительного профессионального образования педагогов - от трансляции фиксированных компетенций к формированию у них надпрофессиональных качеств, связанных с самообучением, педагогической рефлексией, социальным творчеством. Нужны новые организационные модели, интегрирующие возможности формального, неформального и информального профессионального развития учителей в цифровой среде.
Но самое главное - необходимо соотнесение парадигмы опережающего ИКТ-образования педагогов с базовыми гуманитарными ценностями и смыслами учительской профессии. Развитие технологических компетенций не должно заслонять собой традиционные миссии педагога как наставника, проводника культуры, со-творца растущей личности. Напротив, цифровые инструменты призваны помочь учителю эффективнее реализовать эту высокую миссию в изменившихся социокультурных обстоятельствах. Обрести новые возможности для педагогического созидания, освободиться от рутины для подлинного творческого взаимодействия с учениками.
Обеспечение прорывного развития отечественного образования в XXI веке напрямую зависит от нашей готовности к решению этих амбициозных задач. От того, удастся ли нам отойти от унифицированных подходов к инновационному развитию школ и выстроить многоуровневую экосистему поддержки ИКТ-активных педагогов, стимулирующую их самостоятельный творческий поиск. Превратить саму цифровизацию из технического процесса в социогуманитарный проект, нацеленный на культивирование сообществ со-творчества учителей и учащихся в продуктивном освоении возможностей новых технологий.
Здесь принципиально важна консолидированная позиция образовательного сообщества, государства и общества в отношении стратегических целей и способов развития кадрового потенциала российской школы в цифровую эпоху. Необходимо соединение мощи национальной системы педагогического образования, интеллектуальных и социальных ресурсов самой учительской корпорации, потенциала бизнеса и некоммерческих организаций. Только в рамках такого социального диалога и партнерства можно выработать консенсусное видение образа педагога будущего как проводника инноваций и хранителя непреходящих нравственных смыслов одновременно.
Поэтому сегодня как никогда востребован переход от директивной к поддерживающей модели управления инновационным развитием школьного образования. Построение целостной многоуровневой системы научного, экспертного и методического сопровождения ИКТ-инициатив педагогов и школ. Создание гибкой и мобильной инфраструктуры горизонтальных профессиональных коммуникаций, обеспечивающей быстрое распространение прорывных цифровых практик. Все это позволит уйти от механистичной цифровизации в пользу ценностно-ориентированного проектирования инновационного образовательного ландшафта страны.
Предложенная в данном исследовании модель корпоративной ИКТ-подготовки педагогических кадров, разумеется, не исчерпывает все многообразие возможных концептуальных и организационных решений в этой области. Она скорее задает общий вектор необходимых трансформаций, связанных с переосмыслением образа современного учителя и его роли в инновационном развитии школы. Намечает перспективные направления дальнейших научных разработок, нацеленных на выращивание нового поколения педагогов-исследователей, для которых работа с высокими технологиями становится пространством профессионального и личностного роста.
Практика опережающего проектирования и апробации подобных моделей на базе сети экспериментальных школ должна стать важным направлением государственной образовательной политики в ближайшие годы. Именно эти инновационные прецеденты смогут задать планку качества корпоративного ИКТ-образования педагогов, масштабировать лучшие практики на всю систему российского образования. Заложат основы для формирования общенационального пула учительских талантов, способных обеспечить технологический и гуманитарный прорыв отечественной школы в будущее. Педагогов-лидеров, соединяющих в себе высочайшую цифровую культуру и приверженность непреходящим идеалам обучения и воспитания подрастающих поколений.
Будем надеяться, что проведенное исследование внесет свой скромный вклад в решение этих судьбоносных для российского образования задач. Станет приглашением к широкому профессиональному диалогу о миссии учителя в стремительно меняющейся социокультурной реальности, императивах его профессионального и личностного развития. Откроет новые горизонты для смелого педагогического поиска и эксперимента в деле создания опережающей модели подготовки кадров для цифровой школы будущего.
#статьи_на_заказ #помощь студенту