"Бахчисарайский фонтан": балет, опера, пантомима. Часть 1, до 1917

Самой первой постановкой стала та, которую сделал князь А. А. Шаховский, служивший в Петербургской дирекции императорских театров почти четверть века с 1802 года. В 1825 году Шаховский предложил свое видение, точнее переделку «Бахчисарайского фонтана», введя в пьесу «Керим-Гирей, крымский хан» из пяти действий одно действие, представляющее собой практически точный список с изданной поэмы.

Шаховской, автор «романтической трагедии в трех действиях, взятой из поэмы А. С. Пушкина», носившей заглавие «Керим-Гирей или Бахчисарайский фонтан», воспользовался соответствующими возможностями пушкинского текста довольно искусно. В тексте «романтической трагедии» сохранено некоторое количество пушкинских стихов, которые разбавлены стихами Шаховского. Понятно, что в монологе Заремы пушкинских 'стихов — максимальное количество, но интересно то, что, начиная со стиха: «Я знаю: не твоя вина», до самого конца монолога, если не считать двух небольших отступлений от пушкинского текста, вызывавшихся неизбежными требованиями техники, Шаховскому не понадобилось добавлять к стихам Пушкина ни одного своего стиха. И все это место имело соответствующий успех на сцене. Историк театра Арапов сообщает: «Сцена, когда Зарема, в кипучей ревности, любуется спящею Мариею, вышла в представлении чрезвычайно рельефна…»
 Самой первой постановкой стала та, которую сделал князь А. А. Шаховский, служивший в Петербургской дирекции императорских театров почти четверть века с 1802 года.
 Самой первой постановкой стала та, которую сделал князь А. А. Шаховский, служивший в Петербургской дирекции императорских театров почти четверть века с 1802 года.-2
 Самой первой постановкой стала та, которую сделал князь А. А. Шаховский, служивший в Петербургской дирекции императорских театров почти четверть века с 1802 года.-3
Пантеон русского и всех европейских театров. 1841. Часть IV. Кн. 11-12
Пантеон русского и всех европейских театров. 1841. Часть IV. Кн. 11-12

А далее… далее на тему «Бахчисарайского фонтана» писали музыку, либретто несколько авторов, и появлялись оперы, балеты, пантомимы и даже цирковые представления. С 1836 по 1988 гг. балет был поставлен в 35 театрах СССР и в таких станах, как Болгария, Египет, Швейцария, Югослвия, Япония, Финляндия, Чехославакия, Венгрия, ГДР.

Согласно архивным записям[1], трагедию в трех частях играли в 1825, 1826, 1830 и даже в 1911.

Троянский М. П. Подневный репертуар Российского театра Петербурга. 1757 – 1832. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 1.
Троянский М. П. Подневный репертуар Российского театра Петербурга. 1757 – 1832. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 1.
Троянский М. П. Подневный репертуар Российского театра Петербурга. 1757 – 1832. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 1.
Троянский М. П. Подневный репертуар Российского театра Петербурга. 1757 – 1832. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 1.
Троянский М. П. Подневный репертуар Российского театра Петербурга. 1757 – 1832. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 1.
Троянский М. П. Подневный репертуар Российского театра Петербурга. 1757 – 1832. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 1.
Троянский М. П. Подневный репертуар Российского театра Петербурга. 1757 – 1832. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 1.
Троянский М. П. Подневный репертуар Российского театра Петербурга. 1757 – 1832. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 1.
Обозрение театров. 1500, 1911
Обозрение театров. 1500, 1911
Обозрение театров. 1500, 1911
Обозрение театров. 1500, 1911

Трагедия была поставлена в Москве и Санкт-Петербурге. В северной столице роли были распределены следующим образом: Керим-Гирея играл В. А. Каратыгин, роль Марии досталась Л. О. Дюровой, а роль Заремы — Е. С. Семеновой. В Москве роль Гирея исполнил Мочалов П. С., с которым Пушкин, вероятно, мог встретиться в 1827 г. Автор поэмы был лично знаком с автором переделки.

Насколько успешной показалась Пушкину переделка Шаховского, история умалчивает, но успех и самой поэмы, и первой постановки обрекли произведение на практически вечное воплощение в самых разных жанрах. С 1880-е поэма «пошла по рукам», и появляются постановки, балеты, пантомимы, оперы и даже цирковые представления.

  • · М. М. Иванов упоминает об опере А. С. Алябьева «Бахчисарайский фонтан», написанной в 1830-е: «Пушкинские романы и драматические произведения послужили в значительном количестве сюжетами для оперных произведений. Самым ранним по времени является „Бахчисарайский фонтан“, написанный Алябьевым еще в тридцатых годах. Исполнялась ли эта опера — не могу ответить в настоящую минуту; возможно, что давалась на московской сцене. <...>Не знаю, существует ли фортепианное издание „Бахчисарайского фонтана“ наподобие „Пленника“ (у Юргенсона); его мне не приходилось видеть».[2]
  • · А.Я. Алексеев-Яковлев в 1885 в Санкт-Петербурге на основе текста Шаховского.ставит «пантомиму-балет» для народных театров «Жертва ревности»[3]. Пьеса была сокращена и была реализована в жанре феерии – то, что нужно для народного театра.
  • · В 1892 году барон Борис Александрович Фитингоф-Шель пишет симфоническую поэму «Бахчисарайский фонтан»[4].
  • · Опера в 3 действиях «Бахчисарайский фонтан» А. Ф. Федорова (1894)[5]. По поводу данной постановки в Одесском театре мнения жюри, которое наложило veto на оперу, и мнение газетчиков разошлись[6].

«Одесские новости», 1899, 16 декабря: «Бахчисарайский фонтан» Пушкина представляет благодарный материал для музыкальной иллюстрации… Обращаясь к музыке, нужно отметить, что несомненными ее достоинствами являются легкость, мелодичность, выдержанный восточный колорит и эффектная инструментовка… Что касается успеха, то она несомненно понравилась публике, несмотря на то, что исполнение было не такого рода, чтобы рельефно выставить достоинства… Автор был вызван после балета 2-го акта и удостоился оваций по окончании спектакля…»

«Новороссийский телеграф», 1899: «Опера проф. А. Ф Федорова «Бахчисарайский фонтан», поставленная вчера в городском театре, прошла с большим успехом, благодаря своим музыкальным достоинствам… Публика шумно выражала свои одобрения и в течение спектакля вызывала проф. Федорова много раз, шумно ему аплодируя...»

«Театр», 1899, №201: «Опера имела большой успех и очень понравилась публике, особенно же балет… Одобрение публики выразилось в продолжительных овациях по адресу всех участвующих артистов, директора оркестра г. Прибика и, главным образом, самого автора оперы».

Всегда надо ориентироваться на доход: это верный признак того, как в реальности воспринимает публика представление. Так вот, по результатам 1899 года наименьшие сборы дал именно «Бахчисарайский фонтан», принесший в кассу театра только 487 рублей, а вот наивысшие сборы дала «Травиата». Правда цены на спектакль с участием г-жи Белинчиони были очень высоки[7].

  • · Опера в 4 действиях, 7 картинах «Бахчисарайский фонтан» А. А. Ильинского, либретто Е. Буланиной (1894–1899)[8].
  • · «Бахчисарайский фонтан, или Звезда востока» поставлено С. В. Трефиловым в 1896[9].
  • · «Пантомима» Ф.Л. Нижинского (1897)[10]. Была практически идентична произведению А. Я. Алексеева-Яковлева.
  • · Опера в 5 сценах, 6 картинах «Бахчисарайский фонтан» М. М. Зубова, либретто П. Ю. Зубова (1898)[11].
  • · Композитор Г. А. Лишин не успел закончить работу над «Бахчисарайским фонтаном» вследствие ранней кончины.[12]
  • · В 1910 г. в Большом театре принимали новую оперу, написанную профессором московской консерватории г. Ильинским. Исполняли ученики школы композитора..[13]
  • · 1912 год отмечен был представлением в цирке Никитиных.[14]
Театр. 1005, 1912
Театр. 1005, 1912

  • · 1917 г. В Художественном театре ставят «Бахчисарайский фонтан» на музыку композитора А. А. Архангельского: «В частности, первая программа этого сезона, впервые показанная 2-го сентября при некоторой ея тяжеловесности и однообразии, блеснула постановкой непререкаемо-прекрасной, которой, не обинуясь, можно смело назвать шедевром. Это «Бахчисарайский фонтан», иллюстрированный музыкой А. А. Архангельского.

Талантливый композитор… на этот раз превзошел самого себя и создал музыку пленительную и своеобразную, столь полно сливающуюся с гениальным текстом, что трудно различить, где начинается очарование пленительного стиха и где – столь же пленительной музыки. Все – и постановка, и музыка, и исполнение – безупречно, и «Бахчисарайскому фонтану» суждено стать, выражаясь вульгарно, «гвоздем сезона».[15]

Рампа и жизнь. 35, 1917
Рампа и жизнь. 35, 1917

Источники:

[1] Троянский М. П. Подневный репертуар Российского театра Петербурга. 1757 – 1832. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 1. Театральная библиотека, СПб

[2] Иванов М. М. Пушкин в музыке.

[3] Денисенко С. В. Пушкинские тексты на театральной сцене

[4] Театральный мирок. 8, 1892. Театральная библиотека, СПб

[5] Денисенко С. В. Пушкинские тексты на театральной сцене

[6] Театр и искусство. 1, 1899 Театральная библиотека, СПб

[7] Театр и искусство, 12, 1899 Театральная библиотека, СПб

[8] Денисенко С. В. Пушкинские тексты на театральной сцене

[9] Маленко А. Ю.. Пишу, читаю..., думаю о Крыме...

[10] Денисенко С. В. Пушкинские тексты на театральной сцене

[11] Денисенко С. В. Пушкинские тексты на театральной сцене

[12] Театр. 1294, 1910 Театральная библиотека, СПб

[13] Театр, 1270, 1910 Театральная библиотека, СПб

[14] Театр. 1005, 1912 Театральная библиотека, СПб

[15] Рампа и жизнь. 35, 1917 Театральная библиотека, СПб