Найти в Дзене
Вторая тысяча лет

Боевое могущество и живучесть противокорабельных ракет

Оглавление

Противокорабельные ракеты оперативного назначения самое мощное и защищенное средство воздушного нападения, настоящее произведение инженерного искусства.

1. Боевая часть ПКР

Первая советская ПКР, КС-1 «Комета» имела боевую часть 1015 кг (в т.ч. 500 кг тротила), а пораженный ею корабль-мишень «Красный Кавказ» затонул менее, чем за 3 минуты.

КС-1 «Комета».  Год принятия на вооружение 1953
КС-1 «Комета». Год принятия на вооружение 1953

Во многом этапная, для нашей промышленности, ПКР Х-22 «Буря» испытывалась на Каспии. После поражения мишени образовалась пробоина площадью 20 м2. Кумулятивная струя, направленная строго вертикально вниз, прожгла металлоконструкции на глубину 12 м.

Фугасно–кумулятивная боевая часть ракеты Х-22 имела массу 930 кг.

При разработке ракеты 3М70 комплекса П-1000 «Вулкан», для повышения дальности, снизили массу БЧ, по сравнению с П-500 «Базальт».

После поступления информации о расконсервации в США линкоров типа «Айова», была проведена проверка действия новой ПрБЧ по данному типу целей.

На ракетной дорожке НИИ «Геодезии» был проведен натурный эксперимент, который показал, что БЧ легко пробивает броню толщиной до 400 мм.

Проведенное, впоследствии, моделирование, показало, что для потопления авианосца достаточно попадания в него 3 ракет ПРК «Вулкан».

Впрочем, американцы тоже не очень отстают в любви к моделированию, но получают свои результаты.

Так:

  • для потопления «Адмирала Кузнецова» достаточно 6 попаданий ПКР «Гарпун» с БЧ массой 227 кг.
  • Авианосец типа «Nimitz», способен выдержать до 25 попаданий в борт или 11 днищевых неконтактных взрывов торпед с массой ВВ 400 кг, или до 15 попаданий КР (масса ВВ до 1000кг) в борт и полетную палубу.

Практически все советские ПКР ОН были сверхзвуковыми. Кинетическая составляющая один из важнейших факторов влияющих на могущество БЧ. Увеличение скорости ракеты с 1М до 6М ведет к увеличению кинетической энергии в 36 раз.

В тоже время наши БЧ имеют не лучший форм-фактор. Это связано с принципом универсальности, то есть возможности использования на ПКР боевых частей как в обычном, так и специальном исполнении.

Ввиду конструктивных особенностей ядерных БЧ имплозивного типа, СБЧ имеет λ = 1,5±0,2 (где λ – отношение длины к диаметру БЧ).

Это далеко не лучший показатель для обычной боевой части, ибо данное соотношение для той же AGM-86C было 3,1.

Для «Гранита» λ = 1,65, что является своего рода платой за универсальность.

2, Боевая живучесть противокорабельных ракет

ПКР ОН в части боевой живучести обладают гораздо лучшими характеристиками, чем подавляющее большинство других воздушных целей.

Это достигается как бронированием и резервированием наиболее важных узлов и систем, а также специальными мерами, обеспечивающими продолжение выполнения боевой задачи при их повреждении. К таким мерам можно отнести, например фиксацию рулей в положении на цель при повреждении системы управления.

Согласно требованиям 80-х годов ПКР должна была выдерживать очередь 20-мм ЗАК «Phalanx», или попадание одной ракеты типа AIM-7 или двух типа AIM-9. Неоднократные обстрелы, проводимые как в исследовательских учреждениях, так и силами ВМФ подтвердили, что эти требования соблюдаются.

Так оказалось, что снаряды ЗАК «Phalanx» вообще не способны добраться до БЧ при всех углах атаки.

При обстреле же ПКР из систем с параметрами характерными для 30-мм ЗАК «Goalkeeper» (Нидерланды) при некоторых углах наблюдалось поражение БЧ, однако детонации не происходило, и цель поражалась. Малая вероятность детонации БЧ обеспечивается ее формой, применением специальных ВВ и некоторыми другими мерами.

В случае же разрушения ракеты в ближней зоне сохраняется высокая вероятность поражения цели ее обломками.

Так, при поражении ПКР, движущейся со скоростью 2М на высоте 7 метров от поверхности воды на расстоянии 200 метров, половина фрагментов все равно поразит корабль.

Следует отметить, что речь выше идет о крупных фрагментах, весом от 40 кг и выше. Вероятно, больше шансов достичь корабля у фрагментов с наибольшей массой – БЧ, двигатель и т.п.

В «Красной Звезде» был опубликован репортаж о проведении учений МИГ-31 по уничтожению КР противника. В качестве мишени была использована ПКР «Гранит».

ПКР «Гранит». Принята на вооружение в 1983 году
ПКР «Гранит». Принята на вооружение в 1983 году

Первый двух-ракетный залп Р-33 изрешетил цель, однако она продолжила свой полет по маршруту. Цель была уничтожена только после второго двух-ракетного залпа. Таким образом, для ее уничтожения понадобилось 4 ракеты.

В связи с этим возникают серьезные вопросы к возможности F/A-18 эффективно противостоять этому типу ракет, тем более с учетом того, что его возможность залповой стрельбы ракетами AIM-120 нигде не показана. При этом вес боевой части Р-33 в два и более раза больше веса БЧ AIM-120.

3. Средства РЭБ на противокорабельных ракетах

Средства РЭБ противокорабельных ракет вряд ли можно отнести к средствам обеспечения боевой живучести, однако мы на Дзен.

Одним из важнейших факторов обеспечивающих эффективное применение ПКР является использование средств радиоэлектронной борьбы.

Уже на первоначальном этапе развития этого вида оружия, в наряд ракет атакующих АУГ входило несколько ракет с оборудованием РЭБ вместо БЧ.

По мере развития средств РЭБ, ими стали оснащаться и собственно боевые ракеты. Однако и специализированные ракеты сохранились в качестве средства групповой защиты.

Утверждения, что средства РЭБ ПКР, бесполезны, ввиду огромной разницы между энергетическим потенциалом радиотехнического оборудования ПКР и корабля беспочвенны. Разница между РЛС корабля и например самолетом также огромна, однако никто не предлагает отказаться от средств РЭБ в авиации.

Не менее «впечатляющей» является мысль, что, например ПКР «Оникс», не может быть оснащена средствами РЭБ ввиду их габаритов, веса и энергопотребления. Ракета понимашь–ли маленькая.

То, что сегодня ГСН для ракет оперативно-тактического назначения, потребляет всего 400-500 Вт в расчет не принимается.

Существует большое количество разнообразных видов помех и для многих из них мощность понятие отвлеченное. Да и подавлять можно, например ГСН или систему управления атакующей ракеты.

Первые станции РЭБ ПКР были довольно простыми — просто переизлучали сигнал РЛС на водную поверхность, чем вызывали появление на экранах радаров множества ложных целей.

Впоследствии стали переизлучать сигнал на две соседние ракеты наряда, которые в свою очередь…

В середине 80-х годов появились системы для дистанционного подрыва БЧ атакующих зенитных ракет.

Некоторые типы ракет оснащались сбрасываемыми ложными целями, дипольными отражателями.

Защита от обнаружения и поражения ПКР атакующими ЗУР далеко не единственная задача, решаемая с помощью средств РЭБ при атаке АУГ.

Производится радиоэлектронное подавление систем госопознования, что не позволяет, обороняющейся стороне, отличить свои воздушные объекты от СВН противника.

Дезорганизуется работа средств управления полетами, обеспечивающих взлет и посадку палубной авиации и т.д.

Возвращаясь к «Ониксу».

Представители «НПО Машиностроения» не раз заявляли, что на все производимые ими крылатые ракеты, начиная с «Базальта», оснащённого комплексом 4Б89 «Шмель» устанавливается аппаратура РЭБ.

Более того, представляя практику работы заказывающих управлений, можно сказать, что системы РЭБ стоят и на других типах ПКР.

Не менее важной задачей является снижение собственной заметности в физических полях и в первую очередь радиолокационном и тепловом.

Радиопоглощающие покрытия (ХВ-10) испытывались в июле-октябре 1962 года на ракетах П-5. Заметим, что это первая советская крылатая ракета морского базирования.

При проектировании ПКР «Гранит» проводилась оценка формы на предмет снижения радиолокационной заметности, применялись радиопоглощающие покрытия, принимались меры по снижению заметности в инфракрасном диапазоне.

Было выполнено несколько НИР, в результате которых было установлено:

Для снижения возможности обнаружения сверхзвуковой ПКР самолетами ДРЛО сектор углов защиты должен составлять 0–100 гр

Наибольшее значение имеет сектор 30-40 гр в передней полусфере, так как по нему производиться не только обнаружение, но и наведение средств поражения.

Все полученные результаты были внедрены в «жизнь».

Уровень развития советской науки и техники позволял предложить в части снижения радиолокационной заметности кардинальные решения.

Стратегическая крылатая ракета «Метеорит-А» (авиационная)
Стратегическая крылатая ракета «Метеорит-А» (авиационная)

В конце 80-х годов на крылатой ракете 3М25 «Метеорит» (стратегическая, сверхзвуковая) кроме бортовой системы радиотехнической защиты, для снижения радиолокационной заметности был установлен и плазменный генератор. Руководил его разработкой В. М. Иевлев.

При проведении испытаний, после включения устройства, ракета пропадала с экранов радаров, которые ее сопровождали.

После победы «нового мышления» эти работы были естественно прекращены.

Еще один, маленький пример, разработки в СССР никому не нужных галош.