Находясь в стационаре больницы, застрахованные не обязаны покупать что-то необходимое для лечения. Но порой бывают истории, когда персонал отделения просит пациента самостоятельно приобрести либо лекарственный препарат, либо медизделие, либо еще что-то.
Основных причин тому обычно две:
- либо недобросовестность отдельных медработников,
- либо врач и персонал отделения ни в чем не виноваты, а ответственность лежит на администрации больницы, которая вовремя не позаботилась о закупке и поставке необходимых препаратов или материалов.
Но в любом случае “крайним” остается пациент, который мало того, что больной, так еще и вынужден открывать свой кошелек. Болеть-то - недешевое занятие.
Недавняя история из практики: нашу застрахованную Полину (имя изменено) медсестра попросила купить шприцы и физраствор, чтобы проводить инъекции и ставить капельницы. Упирала на то, что “свое” - лучше. В итоге при нашем вмешательстве выяснилось, что в отделении недостает “расходников”, ждут поставки.
Еще одна ситуация в другой больнице: лечащий врач в стационаре сказал нашему застрахованному приобрести одно довольно известное обезболивающее средство, которое есть в перечне ЖНВЛП. Причина такой просьбы оказалась аналогичной - препарат заканчивается.
Тут хочу пояснить, что такое перечень ЖНВЛП (если кто-то не знает).
Аббревиатура расшифровывается как “жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты”. Это очень большой список, который составляется и утверждается на уровне федерального правительства. Препараты, входящие в ОМС, - это препараты из перечня ЖНВЛП. То есть, если препарат есть в данном перечне - он есть в программе ОМС.
И вот случай довольно интересный. Пациент (пусть имя будет Сергей) находился на стационарном лечении в оториноларингологическом отделении. Но параллельно, во время лечения в больнице, у него возникла проблема со здоровьем, которая относится к сфере кардиологии. Врача-кардиолога на консультацию к Сергею позвали. Тот назначил со своей стороны еще одно лекарство. Но специалисты ЛОР-отделения сообщили нашему застрахованному, что данный препарат надо купить самостоятельно, потому что он не относится к лечению уха-горла-носа.
Сергей позвонил нам с вопросом: если у него возникли проблемы со здоровьем прямо в больнице, неужели его не должны лечить полностью по ОМС?
Персонал ЛОР-отделения был неправ. И вот в чем.
По каждому заболеванию есть стандарты оказания медицинской помощи, клинические рекомендации и ряд сопутствующих документов. В них прописано, как лечить пациента с таким-то диагнозом, в каком порядке действовать, какие исследования проводить, какие препараты давать… И, разумеется, если Сергей лечился по направлению ЛОР, то медпомощь ему оказывали в соответствии со стандартом, рекомендациями и прочим по его заболеванию.
Но! Давайте займемся нашим любимым делом - почитаем законы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.
А также:
Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, при условии наличия медицинских показаний с учетом индивидуальных особенностей пациента, особенностями течения заболевания, по назначению лечащего врача (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2011 №14-3/10/2-11668 «О стандартах медицинской помощи»).
То есть, если назначение есть, оно отражено в медкарте пациента, то больница может и должна предоставить необходимый препарат бесплатно. Чего сделано не было, хотя назначение препарата кардиологом в медкарте оказалось отражено. Мы смогли восстановить права Сергея: лекарство ему предоставили бесплатно, оно входит в перечень ЖНВЛП (то есть и в ОМС), но используется в кардиологии.
Нельзя сказать, что в государственных больницах совсем нет денег. Часть средств поступает в рамках нацпроектов и программ - да, в основном, они уходят на ремонты, оборудование, оснащение, но ведь это значительная статья расходов для медорганизаций, и государство здесь оказывает большую поддержку. Еще могут поступать средства из регионального бюджета - на те же цели. Помимо того, деньги в медорганизации идут из Фонда ОМС за оказанные медуслуги по программе государственных гарантий. А еще каждая медорганизация развивает направление платных медицинских услуг и, поверьте, вполне успешно - может хватить на какой-нибудь ремонт, и на новый дорогостоящий аппарат, и еще на что-то… Это знаю совершенно точно.
Другой вопрос, что отдельные недоработки и несвоевременная закупка выходят боком как персоналу отделений, так и пациентам. Первые вынуждены что-то “изобретать”, вторые - как правило, раскошеливаться. А поскольку задача страховых компаний - защищать своих застрахованных в первую очередь, то вывод очевиден: пациенты не должны платить за то, что им положено по закону и на что должны быть своевременно выделены средства.
Для наших застрахованных работает круглосуточная бесплатная горячая линия 8-800-2000-868. Вы можете на нее обратиться, если оказались в похожей ситуации.
____________
Лицензия ЦБ РФ (Банк России) ОС № 0173-01 от 03.08.2017.
ООО Медицинское страховое общество «Панацея».
https://www.mco-panacea.ru/