Сегодня вы будете изучать обряд чайной церемонии, — сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли. — Вот что мы прочли о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» — это значит, прополощи чайник кипятком, — с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, — это значит, положи чай в чайник, — добавил второй ученик. — Струя греет чайник, — это значит, кипящей водой залей чайник, — подхватил третий. — Весенний ветер обдувает лицо, — это значит, осторожно сними пену с поверхности, — произнес четвертый ученик.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
— Твой рассказ был самым лучшим, — похвалил учитель последнего ученика. — Ты напоил меня вкусным чаем и постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
— Учитель, но этот ученик вообще не произнес ни слова, — заметил кто-то из учеников.
— Дела всегда говорят громче, чем слова, — ответил учитель.
Вопросы и задания:
• Как вы думаете, почему лишь один ученик показал на деле, что он выучил?
• Вы любите больше рассказывать о том, чему научились, или показывать это на деле?
• Расскажите о каком-либо домашнем трудном деле, которое вы делаете с удовольствием.
• Расскажите, кто вас научил этому делу.
• Попросите детей подумать, а потом в течение одной минуты рассказать, что они умеют делать.
• Один человек мимикой и жестами показывает, как он делает свое любимое дело. Остальные угадывают, какое это дело.